Биология 8-9

Программа
соответствует
требованиям
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в
учебниках по биологии для 8-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия
жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника.
Число учебных часов: 68 часов (2 часа в неделю) в 8-9 классах
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
8–9 классы
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения
происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные
ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы
траектории, потенциальной будущей
образования.

для выбора индивидуальной образовательной
профессии и соответствующего профильного

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и
окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию
рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
рационального природопользования.
2

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного
поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и
индивидуальной учебной деятельности.

формулировать проблему в классной и

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Уметь
деятельности.

оценить

степень

успешности

своей

индивидуальной

образовательной

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

3

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик
объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно
использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое),
приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В
дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
8-й класс
– характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном
развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
4

– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь
эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и
социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт
веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его
жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов
выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций
передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды
организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание,
выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую
роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных
функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и
разрушающие здоровье;
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия; оказывать
первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил
рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;.
9-й класс
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование
половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

5

– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты
домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и
объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в
жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых
организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие
микропрепараты;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе,
экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и
редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять
цепи питания в экосистемах.

6

Содержание учебного курса
8 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма
человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека,
их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и
отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении.
Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа
жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как
фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,
спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая
системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови.
Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.
Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения.
Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и
меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их
предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма.
Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной
системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой
помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.
Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их
профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их
профилактика.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная
система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова,
А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные
рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека.
Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность
восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
7

Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние
физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы,
гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние
на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней
человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость
здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности
собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих.
Лабораторные работы: Изучение микроскопического строения тканей организма
человека, Изучение микроскопического строения кости, Влияние статической и
динамической работы на утомление мышц, Изучение микроскопического строения крови
(микропрепараты крови человека и лягушки), Измерение кровяного давления, Измерение
обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, Определение частоты дыхания,
Изучение действия ферментов слюны на крахмал,
Изучение действия ферментов
желудочного сока на белки, Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста.
Самонаблюдения: Определение собственного веса и измерение роста,
Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный
рефлексы, Выявление плоскостопия, Подсчёт ударов пульса в покое и при физической
нагрузке, Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти, Определение
типа своей кожи с помощью бумажной салфетки, Штриховое раздражение кожи,
Основное содержание раздела « Общие биологические закономерности»
9 класс (68 ч)
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава
живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая
мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие
клеток.
Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль
питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности
клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое
размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая
единица. Признаки вида.
Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции:
наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ,
энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная
организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме.
Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема.
В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы.
Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности
человека в экосистемах.
8

Лабораторные и практические работы:
Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и
прокариотических клеток у бактерий, Описание фенотипов растений, Изучение
модификационной изменчивости и построение вариационной кривой, Составление
родословных, Изучение приспособленности организмов к среде обитания, Изучение
приспособленности организмов к определённой среде обитания, Строение
растений в связи с условиями жизни, Описание экологической ниши организма,
Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).

Тематическое планирование
8 КЛАСС
Количество часов

№
п/
п

1
2

3
4

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Наука о человеке
Общий
человека

обзор

5
организма

4

Опора и движение

7

Внутренняя среда организма

5

Кровообращение
лимфообращение

и

4

Дыхание

5

Питание

6

7

Обмен веществ и превращение
энергии

4

8

Выделение продуктов обмена

2

5
6

9
10
11
12

Покровы тела

3

Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности

7

Органы чувств. Анализаторы

5

Психика и поведение человека.
Высшая нервная деятельность

5

Контрол
ьные
работы

Практичес
кие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

0

0

https://m.edsoo.ru/8
63df188

0

1

https://m.edsoo.ru/8
63dfae8

1

2

https://m.edsoo.ru/8
63e10b4

0

1

https://m.edsoo.ru/8
63e1712

1

1

https://m.edsoo.ru/8
63e1e9c

0

2

https://m.edsoo.ru/8
63e231a

0

2

https://m.edsoo.ru/8
63e2f9a

1

0

https://m.edsoo.ru/8
63e3792

0

0

https://m.edsoo.ru/8
63e4516

0

0

https://m.edsoo.ru/8
63e3f76

0

0

https://m.edsoo.ru/8
63e0682

1

0

https://m.edsoo.ru/8
63e4fd4

0

1

https://m.edsoo.
9

ru/863e5646
13

Размножение
человека

и

развитие

14

Человек и окружающая среда

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

3

https://m.edsoo.ru/8
63e4ec6

0

0

3

1

0

68

5

10

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Биология в системе наук

Всего

3

3

Основы цитологии — науки о
клетке

10

Размножение и индивидуальное
развитие (онтогенез)
организмов

5

Основы генетики

10

0

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
2213/

1

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
2482/

1

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
2477/

0

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
2211/

1

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
2472/

0

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
1593/

1

4

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
2210/

1

0

1

0

Генетика человека

2
1

5
Основы селекции и
биотехнологии

4

Эволюционное учение

8

0

0

7
6

8

Возникновение и развитие
жизни на Земле

19

9

Взаимосвязи организмов и
окружающей среды

10

1

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
2114/

0

4

6

0

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
2115/

0

1

2

Контроль
Практически
ные
е работы
работы

Обобщение и систематизация

0

1

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

4

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОМПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология, 8 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г.; под редакцией
Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Биология, 9 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и другие; под
редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие/Пасечник В.В., Акционерное общество издательство
"Просвещение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/5/5/
http://www.en.edu.ru
https://content.edsoo.ru/lab/
http://www.school.edu.ru
http://www.fipi.ru/
http://www.rustest.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://bio11-vpr.sdamgia.ru/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».