РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Программирование в среде КуМир» для обучающихся 8–9 классов Составитель: Пургина А.Ю., высшая квалификационная категория п. Полдневой 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программирование на языке КуМир» (далее — курс) для 8—9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 . 05 . 2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23 . 06 . 2022) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18 . 03 . 2022) . Общая характеристика учебного курса «Программирование на языке КуМир». Программа курса внеурочной деятельности «Программирование на языке КуМир».отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Информатика характеризуется всё возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария . Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т е ориентированы на формирование мета- предметных и личностных результатов обучения Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырёх тематических разделов информатики на уровне основного общего образования: 1. цифровая грамотность; 2. теоретические основы информатики; 3. алгоритмы и программирование; 4. информационные технологии Цели курса «Программирование на языке КуМир». Целями изучения курса внеурочной деятельности «Программирование на языке КуМир» являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.; формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование на языке КуМир, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Основные задачи курса внеурочной деятельности «Программирование на языке КуМир» — сформировать у обучающихся: понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на языке Кумир; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Место курса «Программирование на языке КуМир» в учебном плане. Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 68 учебных часов, по 1 ч в неделю в 8 и 9 классах (34 ч в каждом классе) Срок реализации программы внеурочной деятельности – два года. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 КЛАСС Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики»). Техника безопасности и правила работы на компьютере Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера Кодирование информации Код Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации. Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры . Путь к файлу. Операции с файлами. Введение в компьютерное проектирование (раздел «Алгоритмы и программирование). Установка программы «КуМир». Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир. Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир. Программирование линейных программ в среде КуМир (раздел «Алгоритмы и программирование). Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир. Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир. Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир. Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир. Программирование ветвлений в среде КуМир (раздел «Алгоритмы и программирование). Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор. Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») Средства коммуникации Современные средства общения Всемирная паутина. Назначение браузера. Создание почтового ящика Облачное хранилище Правила безопасности в Интернете Текстовая информация в реальной жизни Обработка текстовой информации. Форматирование текста. Обработка графической информации Виды графической информации Применение компьютерной графики Работа с табличным процессором. Создание презентаций. 9 КЛАСС Информационные технологии «Информационные технологии»). (разделы «Цифровая грамотность» и История развития информационных технологий и персонального компьютера Виды информационных процессов Устройства для работы с информацией. Архитектура Неймана Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и работы в облачном сервисе Google. Изучение новых функций Google Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Google. Программирование циклов в среде КуМир (раздел «Алгоритмы и программирование). Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор арифметического цикла в среде КуМир. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир. Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение с использованием цикла с условием в среде КуМир Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир. Цикл с переменной в среде КуМир. Вложенные циклы для исполнителя Робот в среде КуМир. Цикл «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир Массивы в среде КуМир (раздел «Алгоритмы и программирование). Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Ввод и вывод массива в среде КуМир.Обработка массива в среде КуМир. Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир. Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир. Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир. Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов в среде КуМир. Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов в среде КуМир Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики»). Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции и выражения. Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем Алгоритм построения логической схемы. Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность»). Информационная безопасность Приватность и защита персональных данных Основные типы угроз в Интернете Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита приватных данных Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и криптография. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ КУМИР» Изучение курса внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; отовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценность научного познания: наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта); выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации; осознанно относиться к другому человеку, его мнению ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; объяснять, что такое информация, информационный процесс; перечислять виды информации; кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам; переводить данные из одной единицы измерения информации в другую; характеризовать устройство компьютера; приводить примеры устройств для хранения и передачи информации; разбираться в структуре файловой системы; строить путь к файлу; использовать термины понятий «алгоритм», «данные», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов; понимать различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде КУМИР; создавать линейные алгоритмы управления исполнителями; формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования; понимать структуру адресов веб-ресурсов; форматировать и редактировать текстовую информацию; создавать презентации. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; выделять основные этапы в истории развития информационных технологий и персонального компьютера; понимать принцип работы архитектуры Неймана; искать информацию в Интернете; форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах; открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы; формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов; писать программный код на языке КуМир; разбивать задачи на подзадачи; создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования: строить таблицы истинности для логических выражений; строить логические схемы; понимать, что такое событие: защищать персональную информацию от несанкционированного доступа; предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности, такие как кибербуллинг. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Форма проведения занятий Раздел 1. Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики») https://lesson.edu.ru обсуждения, https://resh.edu.ru/ дискуссии, https://bosova.ru/metodist/ решения кейсов, Информация и 1.1 2 0 0 authors/informatika/3/vide викторины информационные процессы o.php 1.2 Файлы и папки Итого по разделу 3 0 1 https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://bosova.ru/metodist/ authors/informatika/3/vide o.php 6 Раздел 2. Введение в компьютерное проектирование (раздел «Алгоритмы и программирование) Знакомство с языком http://edusar.soiro.ru/cours 2.1 2 0 1 Программирования КуМир e/view.php?id=475 http://edusar.soiro.ru/cours 2.2 Типы данных. Переменные. 2 0 1 e/view.php?id=475 Итого по разделу 4 обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины Раздел 3 Программирование линейных программ в среде КуМир (раздел «Алгоритмы и программирование) http://edusar.soiro.ru/cours обсуждения, 3.1 Ввод и вывод данных 2 0 1 e/view.php?id=475 дискуссии, решения кейсов, викторины http://edusar.soiro.ru/cours 3.2 Линейные алгоритмы 4 0 2 e/view.php?id=475 Итого по разделу 6 Раздел 4. Программирование ветвлений в среде КуМир (раздел «Алгоритмы и программирование) http://edusar.soiro.ru/cours обсуждения, 4.1 Ветвления 3 0 1 e/view.php?id=475 дискуссии, решения кейсов, викторины Использованием сложных http://edusar.soiro.ru/cours 4.2 3 0 2 условных операторов e/view.php?id=475 Итого по разделу 6 Раздел 5. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») https://lesson.edu.ru обсуждения, https://resh.edu.ru/ дискуссии, решения https://bosova.ru/metodist/ кейсов, викторины 5.1 Работа в Интернете 3 0 2 authors/informatika/3/vide o.php 5.2 Обработка различных видов информации Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 5 0 8 4 0 34 0 5 16 https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://bosova.ru/metodist/ authors/informatika/3/vide o.php 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Форма проведения занятий Раздел 1. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»). 1.1 1.2 1.3 История развития информационных технологий и персонального компьютера Программное обеспечение Обработка различной информации Итого по разделу 2 2 5 0 0 0 0 1 5 https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://bosova.ru/metodist/ authors/informatika/3/vide o.php обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://bosova.ru/metodist/ authors/informatika/3/vide o.php https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://bosova.ru/metodist/ authors/informatika/3/vide o.php 9 Раздел 2 Программирование циклов в среде КуМир (раздел «Алгоритмы и программирование). Циклические алгоритмы в http://edusar.soiro.ru/cours 2.1 2 0 1 среде КуМир. e/view.php?id=475 обсуждения, дискуссии, решения Разработка и исполнение программ с использованием 5 0 5 циклов Итого по разделу 7 Раздел 3 Массивы в среде КуМир (раздел «Алгоритмы и программирование) 2.2 3.1 Массивы 2 0 1 http://edusar.soiro.ru/cours e/view.php?id=475 http://edusar.soiro.ru/cours e/view.php?id=475 Разработка и исполнение http://edusar.soiro.ru/cours программ обработки 4 0 3 e/view.php?id=475 массива Итого по разделу 6 Раздел 4. Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики»). кейсов, викторины обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины 3.2 4.1 4.2 Логическое высказывание. Логические операции Построение схем логических 2 3 0 0 0 0 https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://bosova.ru/metodist/ authors/informatika/3/vide o.php обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://bosova.ru/metodist/ authors/informatika/3/vide o.php Итого по разделу 5 Раздел 5. Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность») 5.1 Основные типы угроз в интернете 2 0 0 https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://bosova.ru/metodist/ authors/informatika/3/vide o.php обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины 5.2 Информационная безопасность Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 0 0 0 16 5 2 34 https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://bosova.ru/metodist/ authors/informatika/3/vide o.php УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Информатика, 8 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Информатика, 9 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/video.php МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Информатика 7–9-е классы базовый уровень.Методическое пособие к учебникам Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — Москва, Просвещение, 2023 Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде КуМир. Методическое пособие (Доступ: http://ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/index.html) https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/video.php ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://lesson.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://www.yaklass.ru/ https://www.niisi.ru/kumir/ - Сайт НИИСИ РАН http://edusar.soiro.ru/course/view.php?id=475 - Программирование в системе КУМИР https://inf-oge.sdamgia.ru/ - Образовательный портал для подготовки к ОГЭ по информатике http://kpolyakov.spb.ru/download/kumkurs.pdf - Практикумы в КуМир. К.Ю. Поляков http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge - Открытый банк заданий ОГЭ по информатике https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/video.php