АРП НОДА родной язык 5-9 кл

Адаптированная рабочая
программа учебного предмета
«Родной язык»
для обучающихся 5-9 классов
с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Составитель: Смолина Евгения Андреевна,
учитель русского языка и литературы, 1 кв. категория

п. Полдневой, 2023 год

Пояснительная записка
Основными документами, используемыми при составлении рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
и основного общего образования , концепции духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации;
-Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», приказа Минобрнауки от
31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
Учебник «Русский родной язык» для 5, 6, 7, 8, 9 класса под ред. Вербицкой Л.А. Авторский
коллектив: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В. – М:
Учебная литература. – 2019.
Общая характеристика учебного предмета
В содержании рабочей программы «Родной язык (русский)» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами рабочей программы «Родной язык (русский)» являются приобщение
обучающихся с НОДА (вариант 6.2) к фактам русской языковой истории в связи с историей
русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о
сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о
русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственноинтеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов, что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к
языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
2.2. Содержание рабочей программы «Родной язык (русский)» направлено на формирование
представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Целевыми установками рабочей программы «Родной язык (русский)» являются:






совершенствование у обучающихся с НОДА (вариант 6.2) как носителей языка
способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой
интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение обучающихся с НОДА (вариант 6.2) в практическую речевую деятельность.

Главными задачами реализации программы являются:


воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;



совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;



углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего
о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;



совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию;



развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса
личностные:
у обучающихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6)

формирование

способности

к

эмоциональному

восприятию

языковых объектов,

лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;

4)

креативность

мышления,

инициативы,

находчивости,

активности

при

решении

филологических задач;
метапредметные:
регулятивные
обучающиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу
действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и
уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
познавательные
обучающиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы
для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
лингвистических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать лингвистические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических
проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и
избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1)

устанавливать

причинно-следственные

связи;

строить

логические

рассуждения,

умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть задачу;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5)

планировать

и

осуществлять

деятельность,

направленную

на

решение

задач

исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
Обучающиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать
партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
1)воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
2)приобщение к литературному наследию своего народа;

3)формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
4)осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
5)обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
6)получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях
и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать.
1)Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознание
роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
2)осознание роли русского родного языка в жизни человека;
3)осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с
историей общества;
4)осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
5)понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох;
6)понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим
значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор,
народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической
образностью; распознавание, характеристика.

7)понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов,
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
8)понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц,
поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
9)характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная;
10)понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных
культур;
11)характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских
языков),

времени

вхождения

(самые

древние

и

более

поздние);

распознавание

старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного
языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные,
книжные, устаревшие);
12)понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
13)распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;
общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; 14)определение значения
лексических

заимствований

последних

десятилетий;

целесообразное

употребление

иноязычных слов;
15)понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов;
16)определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;
17)определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере
употребления и стилистической окраске;
18)определение различий между литературным языком и диалектами;
19)осознание диалектов как части народной культуры;

20) понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса;
21)понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений;
22) общее представление об активных процессах в современном русском языке.

Содержание учебного предмета курса
5 класс. Первый год обучения (17 часов)
Раздел 1. Язык и культура (7 часов) Русский язык – национальный язык русского народа.
Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.
Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного
культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной
культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта
(национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным
компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы,
народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи –
несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные
имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в
русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной
литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везѐт; по щучьему велению; сказка про белого бычка;
ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой,
со сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных
ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта,
наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки.
Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности
жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах)
(надуть щѐки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других
народов. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.

Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических
эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой
внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и
художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет
как изобразительные средства. Поэтизмы и словасимволы, обладающие традиционной
метафорической образностью, в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определѐнных
наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека
(барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке;
сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов;
змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии.
Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена
традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и
имеющие в силу этого определѐнную стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи (6 часов) Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые
варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения.
Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных,
глаголах.
Омографы: ударение как маркѐр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки
— полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина
— же[н]щина, до[жд]ѐм — до[ж’]ѐм и под.).Произносительные варианты на уровне
словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные
нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего
обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имѐн существительных, прилагательных, глаголовв
современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный,
общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имѐн существительных,
прилагательных, глаголов в речи(кинофильм — кинокартина — кино – кинолента,
интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото,
брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚
глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе,
колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка,
диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий);род
аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имѐн существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями – а(-я), -ы(и)‚
различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища);
образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы
(приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) –
соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности
формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода
(токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.). Речевой
этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета
в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в
русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имѐн, названий
людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту
и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к
собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление
формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 часа) Язык и речь. Виды речевой
деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи.
Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официальноделовой
стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной
литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка
сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).
6 класс. Второй год обучения (17 часов)
Раздел 1. Язык и культура (5 часов) Краткая история русского литературного языка. Роль
церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национальнокультурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.
Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не
свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства,
особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование
диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика,
заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из
славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения
иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном
русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и
их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы
фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий,
культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о
традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи (8 часов) Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические
особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и

профессиональные).Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных
слов: ударение в форме род. п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах
прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего
времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в
формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри
нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и
точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических
омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имѐн и фамилий; названий
географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора,
договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием – ов
(баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня
(басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч. существительных III склонения; род.п.ед.ч.
существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и
количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имѐн
существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в
санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного
(красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности –
неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями
окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора,
паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший –
не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен –
торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен
существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного
общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость,
использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное
отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет –
мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные
формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы
сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 часа) Язык и речь. Виды речевой
деятельности Эффективные приѐмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Текст как единица языка и речи Текст, тематическое единство текста. Тексты
описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Рассказ о событии,
«бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, еѐ строение. Научное сообщение (устный ответ).
Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа.
Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответдобавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения
(устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и
предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
7 класс. Третий год обучения (17 часов) Раздел 1. Язык и культура (4 часа) Русский язык
как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества.
Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в
обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые
свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни
обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы
как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по
степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор,
диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Лексические заимствования
последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи (7 часов) Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах
страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки
ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору) Основные
лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность
речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления,
функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и
будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы
глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном
наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий,
горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь –
машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚
средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация.
Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в
разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования
изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 часов) Язык и речь. Виды речевой
деятельности Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур:
индуктивные, дедуктивные,
рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного
типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров.
Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные
приѐмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
8 класс. Четвѐртый год обучения (17 часов) Раздел 1. Язык и культура Исконно русская
лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка,
древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно
русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и
вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском
речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому
Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение
гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах
иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение
сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твѐрдого
[н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные
акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим,
имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел

– врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием
числительного несколько и существительным; согласование определения в количественноименных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых
женщины и две молодые женщины). Нормы построения словосочетаний по типу согласования
(маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках.
Речевой этикет Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и
прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их
оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приѐмы в коммуникации‚
помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приѐмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в
учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика
аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Самохарактеристика,
самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как
результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата.
Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной
дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.
9 класс. Пятый год обучения (17 часов) Раздел 1. Язык и культура (4 часа) Русский язык
как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов
(концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и
выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление
имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (8 часов) Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно,
вопреки; предлогапо с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово –
обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания
(приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в
частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных
союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с
союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных
местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 часов) Язык и речь. Виды речевой
деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные
разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
Тематическое планирование 5 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Все
го

Контрольные
работы

Практиче
ские
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Язык и культура
Образность русской
речи: метафора,
1.1
олицетворение.
Живое слово
русского фольклора.
Итого по разделу

6

https://resh.edu.ru/

6
Раздел 2. Культура речи

Русская орфоэпия.
Нормы
2.1
произношения и
ударения
Итого по разделу

4

https://resh.edu.ru/

4
Раздел 3. Речь. Речевая

деятельность. Текст
Язык и речь.
Средства
3.1
выразительной
устной речи.
Формы речи:

https://resh.edu.ru/
7

монолог и диалог.
Итого по разделу
всего

7
17

6 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольны
е работы

Практичес
кие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Язык и культура
Краткая история
русского
литературного
1.1
языка. Диалекты как
часть народной
культуры.
Итого по разделу

5

https://resh.edu.ru/

5
Раздел 2. Культура речи

Русская орфоэпия.
Стилистические
особенности
2.1
произношения и
ударения.
Стилистическая
окраска слов.
Итого по разделу

5

https://resh.edu.ru/

5
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь.
Эффективные
приёмы чтения.
3.1
Функциональные
разновидности
языка.
Итого по разделу
всего

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

https://resh.edu.ru/
7
7
17
7 класс
Количество часов
Всего

Контрольны
е работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Язык и культура
1.1

Русский язык как

5

https://resh.edu.ru/

развивающееся
явление.
Лексические
заимствования
последних
десятилетий.
Итого по разделу

5
Раздел 2. Культура речи

Русская орфоэпия.
Нормы ударения в
причастиях,
деепричастиях,
2.1
наречиях.
Грамматические
нормы современного
русского
литературного языка
Итого по разделу
6

6

https://resh.edu.ru/

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь.
Традиции русского
речевого общения.
Основные
3.1
признаки текста:
смысловая
цельность,
информативность,
связность.
Итого по разделу
всего

https://resh.edu.ru/

5
5
17
8 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская
лексика.
Иноязычная лексика
1.1
в разговорной речи,
дисплейных текстах,
современной
публицистике.
Итого по разделу

5

https://resh.edu.ru/

5
Раздел 2. Культура речи

Орфоэпические
нормы современного
русского
литературного
языка.
2.1
Грамматические
нормы современного
русского
литературного
языка.
Итого по разделу
5

5

https://resh.edu.ru/

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность.
Текст
Эффективные
приёмы слушания.
3.1 Структура
аргументации: тезис,
аргумент.
7
Итого по разделу
7
всего
17

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

https://resh.edu.ru/

9 класс
Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Раздел 1. Язык и культура
Отражение в
русском языке
культуры и истории
русского народа.
1.1
Новые иноязычные
заимствования в
современном
русском языке
Итого по разделу

6

https://resh.edu.ru/

6
Раздел 2. Культура речи

2.1

Орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Грамматические
нормы современного
русского
литературного языка

5

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

5
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Русский язык в
Интернете. Виды
преобразования
3.1
текстов.
Разговорная речь.
Анекдот, шутка
Итого по разделу
всего

https://resh.edu.ru/
6
6
17

Примерные темы проектных и исследовательских работ
5 – 6 класс
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного
болельщика, дизайнера, музыканта и др.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
7 – 8 класс
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
Футбольный сленг в русском языке.
Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.
Интернет-сленг.
Этикетные формы обращения.
Как быть вежливым?
8 – 9 класс
Как назвать новорождённого?
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
Языковая игра как основа создания шуток и анекдотов
Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и
в чём различие.
Язык и юмор.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.

Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре»
«Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях» и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».