АРП НОДА информатикеа 7 - 9

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
для обучающихся 7 - 9 классов
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.2)

Составитель: Пургина А.Ю.,
высшая квалификационная категория

п. Полдневой 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационнойдеятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает
основы понимания принципов функционирования и использования информационных
технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного
из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при
изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса
при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи
учебного
предмета
«Информатика» –
сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода
цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий;
умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на
одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных
программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с
их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и
права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в
практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде
следующих четырёх тематических разделов:

1)
2)
3)
4)

цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.

Цели изучения учебного предмета "Информатика"
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования
являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и
информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни
современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления
как необходимого условия профессиональной деятельности в современном
информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать
сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами,
решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков
работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых
средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению
образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с
применением средств информационных технологий.
Принципы и подходы к реализации адаптированной программы
При реализации принципа дифференцированного (индивидуального) подхода в
обучении информатике и ИКТ обучающихся с НОДА необходимо учитывать уровень
развития мануальных навыков обучающихся. Учитель в процессе обучения определяет
возможности учащихся выполнять письменные работы, пользоваться компьютерным
оборудованием в процессе выполнения практических заданий. Так же в процессе
обучения информатике и ИКТ, учителю необходимо учитывать уровень и качество
развитие устной речи учащихся. При недостаточном уровне ее развития необходимо
использовать такие методы текущего и промежуточного контроля знаний учащихся,
которые бы объективно показывали результативность их обучения.
Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся

необходимо использование специальных методов, приёмов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных иассистивных технологий),
обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения.

предметно-практический характер обучения информатике и ИКТ и
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

специальное обучение «переносу» сформированных информационных
знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

специальная помощь в развитии возможностей вербальной и
невербальной коммуникации на уроках информатики и ИКТ;

обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;

использование опор с детализацией в форме алгоритмов для
конкретизации действий при самостоятельной работе.

Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Информатика» входит в предметную
область «Математика и информатика» и является обязательным для изучения.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102
учебных часа – по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах соответственно.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
7 КЛАСС
Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное устройствообработки данных
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по
программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры. Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики
мобильных устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения
компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров.Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота,
разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный
диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов
носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение.
Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана
программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное
программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя
файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами
операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и
удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные
размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография,
запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование
программ- архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной
системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для
защиты от вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт.
Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по
ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из
Интернета.

Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети
Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Теоретические основы информатики
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и
информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной
системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и
процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов.
Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный
алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины
в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество
различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества
информации – двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных.
Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII.
Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений
с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём
текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других
непрерывных данных.
Кодирование
цвета.
Цветовые
модели.
Модель
RGB.
Глубинакодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка
информационного объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналовзаписи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
звуковых файлов.
Информационные технологии
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац,строка, слово,
символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования
текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт.
Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание.

Параметры страницы. Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц.
Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц,
колонтитулов, ссылок и др.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста.
Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов
сети Интернет для обработки текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки.
Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых
фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями
(выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных
рисунков в документы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация.
Гиперссылки.
8 КЛАСС
Теоретические основы информатики
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание.
Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в
других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в
двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления.
Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно.
Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы
в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и
составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое
умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание).
Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания,
если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний.
Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц
истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления
исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы,
программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и
невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные
условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому
результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с
использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями,
такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на
компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор,отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные
переменные.Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их
вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом
языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх
чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего
делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной
системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на
другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке.
Встроенные функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве
входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному
результату.

9 КЛАСС
Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных.
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети
Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила

безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные
стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и
криминальные формысетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.).
Работа в информационном пространстве
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные
сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты,
расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения
и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства
совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как вебсервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей.
Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные
модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели
моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы.
Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск
оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом
графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева.
Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели
и от словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
математической модели, программная реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с
использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления
исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и
др.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка
программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов,
на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового
массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел;
нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве;
подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение
минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического,
минимального
и
максимального
значения
элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Управление

Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков
(касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной
связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том
числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление
отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.).
Информационные технологии
Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы.
Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума,
минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном
диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная
диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и
смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт
значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных.
Численное моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона.
Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: вебдизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор
программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного
общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активноенеприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.

Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к
разно-образной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных
задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки
своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих
базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью;
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и
информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и
научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе
существующих в виртуальном пространстве.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями –
познавательными, коммуникативными, регулятивными.

Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решенияпоставленной
задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,

передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующиерешения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность
за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
Предметные результаты
7 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у
обучающихся умений:
пояснять
на
примерах
смысл
понятий
«информация»,
«информационный
процесс»,
«обработка
информации»,
«хранение
информации», «передача информации»;

кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать
понимание основных принципов кодирования информации различной природы
(текстовой, графической, аудио);
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать
единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации,
сравнивать их количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития
компьютеров и программного обеспечения;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального
компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная
память, устройства ввода-вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать
полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию
файловой структуры некоторого информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать,
переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать
антивирусную программу;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных
иллюстрированных документов, мультимедийныхпрезентаций;
искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по
изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность
для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе
экстремистского и террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ;
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные
стратегии поведения в сети;
иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье
пользователя и уметь применять методы профилактики.

8 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность
у обучающихся умений:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными
системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных
системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над
ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция»,
«логическое выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и
отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения

истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических
выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде
блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с
использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических,
символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и
выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования
(Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие
несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и
ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на
другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального
числа.

9 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у
обучающихся умений:
выполнять рекомендации по безопасности (в том числе по защите личной
информации), соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по
изображению);
оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых
множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; определять
количество элементов в множествах, полученных из двухбазовых множеств с помощью
операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные
сервисы, облачные хранилища данных, онлайн- программы (текстовые и графические
редакторы, системы программирования)) в учебной и повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов
государственных услуг, интернета вещей в учебной и повседневнойдеятельности;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с
использованием циклов, ветвлений и вспомогательных алгоритмов для управления
исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник;
составлять программы решения простых задач обработки одномерных числовых
массивов на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык,
Паскаль, Python, Java, C, C#, C++):
раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды
моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования; использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и
иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе;

выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
(таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации
числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием
(сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с
использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт
значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск
максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной
адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в
простых задачах из разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные
сервисы, облачные хранилища данных, онлайн- программы (текстовые и графические
редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; приводить
примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных
услуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной
деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного
обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и
его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных
технологических и социально- психологических аспектов использования сети Интернет
(сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность
вредоносного кода);
распознавать
попытки
и
предупреждать
вовлечение
себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
кибербуллинг, фишинг).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС

Количество часов
№ п/п

Наименование
программы

разделов

и

тем

Раздел 1. Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное устройство
1.1
обработки данных

Всего

Контрольные Практические
работы
работы

2

0

0

1.2

Программы и данные

4

0

0

1.3

Компьютерные сети

2

0

0

Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики
Информация
и
информационные
2.1
процессы

8
2

0

0

2.2

9

0

0

Представление информации

Итого по разделу
Раздел 3. Информационные технологии

11

3.1

Текстовые документы

6

1

0

3.2

Компьютерная графика

4

0

0

3.3

Мультимедийные презентации

3

1

0

Итого по разделу

13

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2
34

1
3

0
0

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование
программы

разделов

и

тем
Всего

Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
работы
работы
ресурсы

Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1

Системы счисления

6

1

0

1.2

Элементы математической логики

6

1

0

Итого по разделу
Раздел 2. Алгоритмы и программирование
Исполнители
и
алгоритмы.
2.1
Алгоритмические конструкции

12
10

1

0

2.2

Язык программирования

9

0

0

2.3

Анализ алгоритмов

2

0

0

21
1
34

3

0

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование
программы

разделов

и

тем
Всего

Контрольные Практические
работы
работы

3

0

0

Работа в информационном пространстве

3

0

0

Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики

6

2.1

Моделирование как метод познания

8

1

0

Итого по разделу
Раздел 3. Алгоритмы и программирование

8

3.1

Разработка алгоритмов и программ

6

1

0

3.2

Управление

2

0

0

Раздел 1. Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии
1.1
безопасного поведения в ней
1.2

Итого по разделу
Раздел 4. Информационные технологии

8

4.1

10

0

0

1

0

0

11
1
34

2

0

Электронные таблицы

Информационные
технологии
в
современном обществе
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4.2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Информатика, 7 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Информатика, 8 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Информатика, 9 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика 7–9-е классы базовый уровень.Методическое пособие к учебникам Л. Л.
Босовой, А. Ю. Босовой / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — Москва, Просвещение, 2023.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
hhttps://lesson.edu.ru
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
http://oge.fipi.ru/
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/rpof.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».