АРП НОДА ОДНКНР 5-6 кл.

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «ОДНКНР»
для обучающихся 5-6 классов
с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Составитель: Мальцева Н.В.,
учитель истории и
обществознания, первая КК

п.Полдневой 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов
образовательных организаций, реализующих адаптированную основную
образовательную программу вариант 6.2 для обучающихся с НОДА,
составлена в соответствии с:
 требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021г. № 287);
 требованиями к результатам освоения Примерной адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
одобренной
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. №
1/22) (личностным, метапредметным, предметным);
 основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей
как значимой части культурного и исторического наследия народов России
— один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации,
способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского
общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих
поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №
400, пункт 91), к традиционным российским духовно- нравственным
ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и

2

взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного
развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей
страны, который формируется с учётом национальных и стратегических
приоритетов российского общества, культурно- исторических традиций всех
народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на
протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники с НОДА получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем
родной страны, находить в истории российского общества существенные
связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические
инструменты
самопрезентации,
исторические
и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия
в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с
едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и
культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность,
осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической
и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании

3

предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины
означает
важность
терминологического
единства,
необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания
культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса
к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно
приоритетным зонам ближайшего
развития для 5—6 классов,
когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся,
содержанию гуманитарных иобщественно-научных учебных предметов.
Принцип
формирования
гражданского
самосознания
и
общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе
изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание
важности наднационального и надконфессионального гражданского
единства народов России как основополагающего элемента в воспитании
патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован
через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов
России, их культуре, религии и историческом развитии.
Цели изучения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
■
формирование общероссийской гражданской идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства) России в контексте процессов этноконфессионального
согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
■
создание условий для становления у обучающихся
мировоззрения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
■
формирование и сохранение уважения к ценностям и
убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий,
а также способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений;
■
идентификация собственной личности как полноправного
субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития
страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
■
овладение
предметными
компетенциями,
имеющими
преимущественное
значение
для
формирования
гражданской
4

идентичности обучающегося;
■
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной
морали и нравственности как основополагающих элементах духовной
культуры
современного общества;
■
развитие представлений о значении духовно-нравственных
ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи,
общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
■
становление компетенций межкультурного взаимодействия
как способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
■
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
■
обучение рефлексии собственного поведения и оценке
поведения окружающих через развитие навыков обоснованных
нравственных суждений, оценок и выводов;
■
воспитание уважительного и бережного отношения к
историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
■
содействие осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских
духовно- нравственных ценностей;
■
формирование патриотизма как формы гражданского
самосознания через понимание роли личности в истории и культуре,
осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
■
расширению и систематизации знаний и представлений
школьников о культуре и духовных традициях народов России, о
нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной
культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
■
углублению представлений о светской этике, религиозной
культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
■
формированию основ морали и нравственности, воплощённых
в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных
на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих обязанностей перед обществом и государством;
■
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку,
5

культурным и религиозным традициям своего народа и других народов
России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению
принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
■
пробуждению интереса к культуре других народов,
проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на
основе
■
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
■
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
■
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей
российского общества, объединяющих светскость и духовность;
■
формирование ответственного отношения к учению и труду,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
■
получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами,
а,
следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально- культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий
на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных
ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
■
развитию
информационной
культуры
школьников,
компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а
также возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования предметная область «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной
для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» обучающимися с НОДА в 5
классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на учебный год,
не менее 1 учебного часа в неделю.
Результаты изучения данного курса (предметные, личностные и
6

метапредметные) продолжают свое формирование и закрепление в
процессе изучения предметных областей, включенных в учебный план
основного общего образования обучающихся с НОДА.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс.
Тематический блок 1. "Россия - наш общий дом".
Тема 1. Зачем изучать курс "Основы духовно-нравственной
культуры народов России"?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья.
Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое
культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России.
Тема 2. Наш дом - Россия.
Россия - многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей.
Русский язык - основа российской культуры. Как складывался русский язык:
вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий
проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех
народов России. Возможности, которые дает русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного
пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт,
техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными
ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и
знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
7

Религия и культура. Что такое религия, ее роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию
человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным
человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. "Семья и духовно-нравственные ценности".
Тема 11. Семья - хранитель духовных ценностей.
Семья - базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества.
Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи.
Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения
устного поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов
искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и другого).
Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. "Духовно-нравственное богатство личности".
Тема 17. Личность - общество - культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек - творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы
творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации.

8

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и
нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. "Культурное единство России".
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная
ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи - часть истории
народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость ее фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От
сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир
человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие
культур.
Межпоколенная
и
межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовнонравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь,
достоинство,
права
и свободы человека,
патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические
и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
Малая Родина - часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции
в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение
духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные
ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История
народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
9

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и
поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство
культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны - залог будущего России.
Россия - единая страна. Русский мир. Общая история, сходство
культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов
России.
6 класс
Тематический блок 1. "Культура как социальность".
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов
России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов
как результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность
труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний
труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру
и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об
основных этапах в истории образования.
10

Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов
образования. Важность образования для современного мира. Образование
как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.
Права
и
свободы
человека
и
гражданина,
обозначенные
в Конституции Российской Федерации.
Тема
7.
Общество
и
религия:
духовно-нравственное
взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных
черт современного общества с точки зрения материальной и духовной
культуры народов России.
Тематический блок 2. "Человек и его отражение в культуре".
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный
облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как ее ограничение.
Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии
с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание.
Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной
культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит
быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. "Человек как член общества".
11

Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость.
Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность.
Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема
19.
Духовно-нравственные
ориентиры
социальных
отношений.
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность. Волонтерство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия
гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов
России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский,
социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые
представителям этих профессий.
Тема
22.
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, ученые, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого
мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся ученые России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества.
Ученые России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности ученых.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.
Тематический блок 4. "Родина и патриотизм".
Тема 25. Гражданин.
12

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед
обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия - наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет
школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как
важнейшие качества человека.
Тема 32. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: "Что значит быть человеком?"
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой
систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения
всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание
российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России через представления об исторической роли культур народов
13

России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
понимания
и
принятия
гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов
мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и
общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
14

народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения
информации и её аудитории.
1.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
■
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
■
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач(знаково-символические / моделирование);
■
смысловое чтение;
■
развитие мотивации к овладению культурой
активногоиспользования словарей и других поисковых систем.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
■
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументироватьи отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
■
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
■
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ15

компетентность).
3.
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
■
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);
■
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
■
умение соотносить свои действия с
планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
■
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения (оценка);
■
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение
научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Наш дом — Россия.
■
Знать цель и предназначение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России», понимать важность изучения
культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности
гражданина России;
■
иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его
мирном характере и причинах его формирования;
■
знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных
различий;
16

понимать
необходимость
межнационального
и
межрелигиозного сотрудничества
и
взаимодействия,
важность
сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их
необходимость.
Тема 2. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
■
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его
изученияи влияние на миропонимание личности;
■
иметь базовые представления о формировании языка как
носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
■
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том
числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
■
иметь базовые представления о происхождении и развитии
русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
■
знать и уметь обосновать важность русского языка как
культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;
■
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры;
■
иметь представление о нравственных категориях русского
языка и их происхождении.
Тема 3. Материальная культура и духовная культура.
■
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
■
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
■
иметь представление об артефактах культуры;
■
иметь базовое представление о традиционных
укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте,
рыболовстве;
■
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом
и проявлениями духовной культуры;
■

иметь представление о таких культурных концептах как
«искусство», «наука», «религия»;
■
знать
и
давать
определения
терминам «мораль»,
«нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном
дляобучающихся уровне осмысления;
■
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с
формамиих репрезентации в культуре;
■
осознавать значение культурных символов, нравственный и
духовный смысл культурных артефактов;
■
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с
культурными явлениями, с которыми они связаны.
■

17

Тема 4. Культура и религия. Культура и образование.
■
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её
роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
■
осознавать связь религии и морали;
■
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях
народов России;
■
уметь характеризовать государствообразующие конфессии
России и их картины мира.
■
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
■
приводить
примеры
взаимосвязи
между
знанием,
образованиеми личностным и профессиональным ростом человека;
■
понимать взаимосвязь между знанием и духовнонравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины,
востребованность процесса познания как получения новых сведений о
мире.
Тема 5. Многообразие культур России (практическое занятие).
■
Иметь сформированные представления о закономерностях
развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
■
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных
знаний о культуре своего народа;
■
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между
культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной
культурно-исторической специфики;
■
обосновывать важность сохранения культурного многообразия
как
источника
духовно-нравственных
ценностей,
морали
и
нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные
ценности»
Тема 6. Семья — хранитель духовных ценностей.
■
Знать и понимать смысл термина «семья»;
■
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
■
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;
■
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с
культурно-историческими условиями её существования;
■
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая
семья», «семейное счастье»;
■
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя
традиций и её воспитательную роль;
■
понимать смысл терминов «сиротство»,
«социальное
сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать
оформах помощи сиротам со стороны государства.
18

Тема 7. Традиции семейного воспитания в России.
■
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
■
осознавать взаимосвязь и различия между концептами
«Отечество» и «Родина»;
■
понимать, что такое история семьи, каковы формы её
выраженияи сохранения;
■
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и
истории народа, государства, человечества.
■
иметь представление о семейных традициях и обосновывать
ихважность как ключевых элементах семейных отношений;
■
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и
культурысобственного этноса;
■
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и
народов России, собственной семьи;
■
знать и называть традиционные сказочные и
фольклорныесюжеты о семье, семейных обязанностях;
■
уметь обосновывать своё понимание семейных
ценностей,выраженных в фольклорных сюжетах;
■
знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний
труд;
■
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального
института, характеризовать роль домашнего труда и распределение
экономических функций в семье;
■
характеризовать распределение семейного труда и осознавать
его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 8. Семья в современном мире (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях
развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать
данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни
собственной семьи;
■
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре
и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
■
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между
культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
■
обосновывать важность семьи и семейных традиций для
трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности
как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 9. Личность — общество — культура.
■
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте
■

19

духовно-нравственной культуры;
■
понимать и объяснять различия между обоснованием термина
«личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
■
знать, что такое гуманизм, иметь представление о
егоисточниках в культуре.
■
обосновывать
происхождение
духовных
ценностей,
пониманиеидеалов добра и зла;
■
понимать и уметь показывать на примерах значение
таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание»,
«милосердие», «любовь»,
«дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
■
знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах
ипонимать границы их применимости;
■
осознавать и доказывать важность моральнонравственныхограничений в творчестве;
■
обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
■
доказывать детерминированность творчества культурой
своегоэтноса;
■
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 10. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
■
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать
основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
■
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
■
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса. Знать о существовании связи между
историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения
истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 11. Литература как язык культуры
■
Знать и понимать отличия литературы от других
видовхудожественного творчества;
■
рассказывать об особенностях литературного повествования,
выделять простые выразительные средства литературного языка;
■
обосновывать и доказывать важность литературы
как культурного явления, как формы трансляции культурных
ценностей;
■
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 12. Регионы России: культурное многообразие.
■
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие
культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения
духовно-нравственных идеалов общества;
20

■

понимать и обосновывать важность сохранения культурного

наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры
межкультурной коммуникации как способа формирования общих
духовно- нравственных ценностей.
■
понимать принципы федеративного устройства России и
концепт «полиэтничность»;
■
называть основные этносы Российской Федерации и регионы,
где они традиционно проживают;
■
уметь
объяснить
значение
словосочетаний
«многонациональный
народ
Российской
Федерации»,
«государствообразующий народ»,
«титульный этнос»;
■
понимать ценность многообразия культурных укладов
народовРоссийской Федерации;
■
демонстрировать готовность к сохранению межнационального
имежрелигиозного согласия в России;
■
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
■
различать основные типы праздников;
■
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России
исобственной семьи;
■
анализировать связь праздников и истории, культуры
народовРоссии;
■
понимать основной смысл семейных праздников:
■
определять нравственный смысл праздников народов России;
■
осознавать значение праздников как элементов
культурной памяти народов России, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 13. Памятники архитектуры в культуре народов России.
■
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать
основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их
структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
■
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом
хозяйственной деятельности;
■
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем
научно-технического развития и типами жилищ;
■
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между
особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями
народов России;
■
устанавливать связь между историей памятника и историей
края,характеризовать памятники истории и культуры;
■
иметь представление о нравственном и научном смысле
■

21

краеведческой работы.
Тема 14. Музыкальная культура и изобразительное искусство народов
России. Фольклор и литература народов России.
■
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла музыкальных произведений;
■
знать основные темы музыкального творчества народов
России, народные инструменты
■
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика,
фольклорные орнаменты;
■
обосновывать и доказывать важность изобразительного
искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных
ценностей;
■
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла изобразительного искусства;
■
знать основные темы изобразительного искусства народов
России.
■
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания
фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и
нравственности;
■
знать, что такое национальная литература и каковы её
выразительные средства;
■
оценивать морально-нравственный потенциал национальной
литературы.
Тема 15. История быта как история культуры.
■
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и
характеризовать его типы;
■
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью
народов России и особенностями исторического периода;
■
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров
народов России от их локализации в конкретных климатических,
географических и культурно-исторических условиях.
Тема 16. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом.
■
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и
природными условиями проживания народа на примерах из истории и
культуры своего региона;
■
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и
развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических
традиций, многообразия культур;
■
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты
взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и
гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне
22

(с
учётом их возрастных особенностей);
■
понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции
народов своего края.
Тема 17. Культурная карта России (практическое занятие)
■
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от
физической и политической географии;
■
понимать, что такое культурная карта народов России;
■
описывать отдельные области культурной карты в
соответствиис их особенностями.
Тематический блок 5. «Культура как социальность»
Тема 18. Мир культуры: его структура
■
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального
явления;
■
понимать специфику социальных явлений, их ключевые
отличияот природных явлений;
■
уметь доказывать связь между этапом развития материальной
культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовнонравственным состоянием общества;
■
понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
■
уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим
прогрессом и этапами развития социума.
Тема 19. Культура России: многообразие регионов
■
Характеризовать административно-территориальное деление
России;
■
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные
округа, уметь показать их на административной карте России;
■
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного
устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения
историческойпамяти отдельных этносов;
■
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне
зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
■
понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
■
демонстрировать готовность к сохранению межнационального
и межрелигиозного согласия в России;
■
характеризовать духовную культуру всех народов России как
общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 20. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
23

Характеризовать основные процессы, протекающие в
современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
■
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного
■
развития человека и общества в целом для сохранения
социально- экономического благополучия;
■
называть и характеризовать основные источники этого
процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее
на примерахиз истории и культуры России.
Тематический блок 6. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 21. Духовно-нравственный облик и идеал человека
■
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через
описание личных качеств человека;
■
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или
иными моральными и нравственными ценностями;
■
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
■
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога
благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в
общественных процессах;
■
характеризовать взаимосвязь
таких
понятий
как
«свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
■
понимать важность коллективизма как ценности современной
России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
■
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России.
Тема 22. Взросление человека в культуре народов России
■
Понимать различие между процессами антропогенеза и
антропосоциогенеза;
■
характеризовать процесс взросления человека и его основные
этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и
существования на каждом из этапов;
■
обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
■
знать
и
уметь
демонстрировать
своё
понимание
самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с
другими людьми.
Тема 23. Самопознание (практическое занятие)
■

Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография»,
«автопортрет», «рефлексия»;
■
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность»,
«ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для
обучающихся уровне;
■

24

доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 7. «Человек как член общества»
Тема 24. Труд делает человека человеком
■
Характеризовать важность труда и его роль в современном
обществе;
■
соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое
благополучие»;
■
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»;
понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления
для самого себя;
■
оценивать общественные процессы в области общественной
оценки труда;
■
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия,
трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;
■
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
■
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с
одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с
другой стороны, а также «общественная оценка труда».
Тема 25. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
■
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
■
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных
отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;
■
осознавать роль малых и больших социальных групп внравств
■
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм»
и приводить примеры из истории, культуры илитерат
■
обосновывать важность и находить нравственные основания
социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
■
понимать
и
характеризовать
понятие
«этикапредпринимательства» в социальном аспекте.
Тема
26. Проблемы современного общества как отражение
егодуховно-нравственного самосознания
■
Характеризовать
понятие
«социальные
проблемы
современного общества» как многостороннее явление, в том числе
обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и
ценностей;
■
приводить примеры таких понятий как «бедность»,
«асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути
преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
■
обосновывать важность понимания роли государства в
преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в
преодолении этих состояний со стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
■
Характеризовать
понятия «благотворительность»,
■

25

«меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага»,
«коллективизм» в их взаимосвязи;
■
анализировать и выявлять общие черты традиций
благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки
упредставителей разных этносов и религий;
■
уметь
самостоятельно
находить
информацию
о
благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе
своего проживания.
Тема 27. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как нравственный долг
■
Характеризовать понятие «благотворительность» и его
эволюцию в истории России;
■
доказывать важность меценатства в современном обществе
для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности
самого мецената;
■
характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать
его важную роль в жизни общества;
■
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;
■
понимать смысл внеэкономической благотворительности:
волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Тема 28. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества
■
Характеризовать понятие «наука»;
■
уметь аргументированно обосновывать важность науки в
современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и
социальным прогрессом;
■
называть имена выдающихся учёных России;
■
обосновывать важность понимания истории науки, получения
и обоснования научного знания;
■
характеризовать и доказывать важность науки для
благополучия общества, страны и государства;
■
обосновывать важность морали и нравственности в науке, её
роль и вклад в доказательство этих понятий.
Тема 29. Моя профессия (практическое занятие)
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер
и цель труда в определённой профессии;
■
обосновывать
преимущества
выбранной
профессии,
характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные
качества человека, необходимые в этом виде труда.
Тематический блок 8. «Родина и патриотизм»
■

26

Тема 30. Гражданин. Защита Родины: подвиг или долг?
■
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство»,
объяснятьих взаимосвязь;
■
понимать
духовно-нравственный
характер
патриотизма,ценностей гражданского самосознания;
■
понимать и уметь обосновывать нравственные
качествагражданина.
■
характеризовать понятия «война» и «мир»;
■
доказывать важность сохранения мира и согласия;
■
обосновывать роль защиты Отечества, её важность
длягражданина;
■
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте,
науке,культуре;
■
характеризовать
понятия
«военный
подвиг», «честь»,
«доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их
проявлений.
■
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
■
уметь доказывать важность героических примеров для жизни
общества;
■
знать и называть героев современного общества и
историческихличностей;
■
обосновывать
разграничение
понятий
«героизм» и
«псевдогероизм» через значимость для общества и понимание
последствий.
Тема 31. Патриотизм
■
Характеризовать понятие «патриотизм»;
■
приводить примеры патриотизма в истории и современном
обществе;
■
различать
истинный и ложный
патриотизм
через
ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим
народам,их истории и культуре;
■
уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 32. Гражданская идентичность (практическое занятие)
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её
составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;
■
обосновывать важность духовно-нравственных качеств
гражданина, указывать их источники.
Тема 33. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
■

Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки
собственных действий, их нравственного характера;
■
находить примеры добрых дел в реальности и уметь
адаптировать их к потребностям класса.
■

27

Тема 34. Человек и культура (проект)
■
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
■
уметь описать в выбранном направлении с помощью
известных примеров образ человека, создаваемый произведениями
культуры;
■
показать взаимосвязь человека и культуры через их
взаимовлияние;
■
характеризовать основные признаки понятия «человек» с
опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку,
как с положительной, так и с отрицательной стороны.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных,
прозрачных
и
структурированных
принципах,
обеспечивающих
оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки
следующие.
1.
Личностные компетенции обучающихся не подлежат
непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием
оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием
при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе
наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую
диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических
действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы
обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной
деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги
сформированности
духовно-нравственных
ценностей
личности,
включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных
ориентаций обучающихся.
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной
образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе
предметных, личностных и метапредметных результатов.

28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Наименование
разделов и тем
программы

Всег
о

Контрольные
работы

Практические работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/286804
2?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/232089
1?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/267377?menuReferrer=cat
alogue

1

Россия – наш общий
дом

11

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7274133
?menuReferrer=catalogue

1

https://uchebnik.mos.ru/material/app/198243?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7790120
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7747379
?menuReferrer=catalogue

29

https://uchebnik.mos.ru/material/app/257126?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1075924
2?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/245438?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/70055?menuReferrer=catal
ogue

2

Семья и духовнонравственные
ценности.

https://uchebnik.mos.ru/material/app/248466?menuReferrer=cat
alogue
6

0

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/721541?
menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/323280?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/246059?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7464917
?menuReferrer=catalogue

3

Духовно-нравственное
богатство личности.

https://uchebnik.mos.ru/material/app/29119?menuReferrer=catal
ogue
3

0

0
https://uchebnik.mos.ru/material/app/60191?menuReferrer=catal
ogue

30

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523454
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/257703
8?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7464802
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/293252?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/1777?menuReferrer=catalo
gue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/1777?menuReferrer=catalo
gue
4

Культурное единство
России.

14

1

2

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9840859
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/260994?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/244977?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/201097?menuReferrer=cat

31

alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/267440?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/351659?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/324662?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/69915?menuReferrer=catal
ogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/21250?menuReferrer=catal
ogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/189512?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9029258
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/83493?menuReferrer=catal
ogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/281180?menuReferrer=cat
alogue
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

4

32

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Наименование
разделов и тем
программы

Всег
о

Контрольн
ые работы

Практически
е работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523454
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/299992?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9840859
?menuReferrer=catalogue
1

Культура как
социальность.

8

0

https://uchebnik.mos.ru/material/app/182657?menuReferrer=cat
alogue

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523905
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/250501?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/267416
5?menuReferrer=catalogue

33

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523672
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/261872?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1030459
0?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/257703
8?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/75211?menuReferrer=catal
ogue

2

Человек и его
отражение в культуре.

https://uchebnik.mos.ru/material/app/261857?menuReferrer=cat
alogue
6

0

1
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7687220
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7747466
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/315774?menuReferrer=cat
alogue

3

Человек как член
общества.

10

0

https://uchebnik.mos.ru/material/app/314933?menuReferrer=cat
alogue

1

34

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1002436
2?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9624063
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1065521
0?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/305831?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/82586?menuReferrer=catal
ogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9851719
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/258462
3?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/264217?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/192041
6?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7005297
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1108071

35

7?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/196325
9?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7439473
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7464863
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/192584?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/257184
5?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/82605?menuReferrer=catal
ogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9417933
?menuReferrer=catalogue
4

Родина и патриотизм.

10

1

4
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8892464
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8839713
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/276751?menuReferrer=cat
alogue
36

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7647902
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7477759
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523535
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7747379
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/228528
9?menuReferrer=catalogue
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

7

37

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2
868042?menuReferrer=catalogue

1

Зачем изучать курс
"Основы духовнонравственной культуры
народов России"?

1

06.09.2023

2

Наш дом - Россия.

1

13.09.2023

1

20.09.2023

3

Язык и история.

4

Русский язык - язык
общения и язык
возможностей

1

27.09.2023

5

Истоки родной культуры

1

07.10.2023

6

Материальная культура

1

11.10.2023

7

Духовная культура

1

18.10.2023

8

Культура и религия

1

25.10.2023

9

Культура и образование

1

08.11.2023

38

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2
320891?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/267377?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/72
74133?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/198243?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/77
90120?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/77
47379?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/257126?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/113832?menuReferr
er=catalogue

10

11
12
13
14
15

Многообразие культур
России (практическое
занятие)
Контрольная работа по
теме «Россия – наш общий
дом»
Семья — хранитель
духовных ценностей
Родина начинается с семьи
Традиции семейного
воспитания в России
Образ семьи в культуре
народов России

1

1

1

13.12.2023

1

20.12.2023
27.12.2023

Семья в
современном
мире
(практическое занятие)

1

Личность и духовнонравственные ценности

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10
759242?menuReferrer=catalogue

06.12.2023

17

20

22.11.2023

1

1

19

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10
759242?menuReferrer=catalogue

29.11.2023

Труд в истории семьи

Личность — общество —
культура
Духовный мир человека.
Человек — творец
культуры

1

15.11.2023

1

16

18

1

1

10.01.2024

https://uchebnik.mos.ru/material/app/245438?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/70055?menuReferre
r=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/248466?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/72
1541?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/323280?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/246059?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/74
64917?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/29119?menuReferre
r=catalogue

1

17.01.2024

1

24.01.2024

https://uchebnik.mos.ru/material/app/60191?menuReferre
r=catalogue

31.01.2024

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/75
23454?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2
577038?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/74
64802?menuReferrer=catalogue

1

39

21
22
23
24
25

26

27
28

Историческая память как
духовно-нравственная
ценность
Литература как язык
культуры
Взаимовлияние культур
Духовно-нравственные
ценности российского
народа
Регионы России:
культурное многообразие
Праздники в культуре
народов России
Памятники в культуре
народов России
Музыкальная культура
народов России

1

07.02.2024

1

14.02.2024

1

21.02.2024

1

28.02.2024

1

06.03.2024

1

13.03.2024

1

20.03.2024

1

03.04.2024

https://uchebnik.mos.ru/material/app/293252?menuReferre
r=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/1777?menuReferrer
=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/1777?menuReferrer
=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/98
40859?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/260994?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/244977?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/201097?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/267440?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/351659?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/324662?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/69915?menuReferre
r=catalogue

29

Изобразительное
искусство народов России

1

10.04.2024

30

Фольклор и литература
народов России

1

17.04.2024

https://uchebnik.mos.ru/material/app/21250?menuReferre
r=catalogue

31

Бытовые
традиции
народов России: пища,
одежда, дом

1

24.04.2024

https://uchebnik.mos.ru/material/app/189512?menuReferr
er=catalogue

40

32

33
34

Бытовые
традиции
народов России: пища,
одежда,
дом
(практическое
занятие)
Культурная
карта
России
(практическое занятие)
Итоговая проверочная
работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

08.05.2024

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/90
29258?menuReferrer=catalogue

1

1

15.05.2024

https://uchebnik.mos.ru/material/app/83493?menuReferre
r=catalogue

1

0

22.05.2024

https://uchebnik.mos.ru/material/app/281180?menuReferr
er=catalogue

2

4

Дата
изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/
п

1
2

Количество часов
Тема урока

Мир культуры: его
структура
Культура России:
многообразие регионов
История быта как история

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

06.09.2023

1

13.09.2023

1

20.09.2023

41

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/75
23454?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/299992?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/98

3
4

5

6

7

8

9

10
11
12
13
14

культуры
Прогресс: технический
социальный

и

Образование в культуре
народов России
Права и обязанности
человека
Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие
Современный мир: самое
важное (практическое
занятие)
Каким должен быть
человек? Духовнонравственный облик и идеал
человека
Взросление человека в
культуре народов России
Религия как источник
нравственности
Наука как источник знания
о человеке и человеческом
Этика и нравственность как
категории духовной
культуры
Самопознание
(практическое занятие)

1

27.09.2023

1

04.10.2023

1

11.10.2023

1

18.10.2023

40859?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/182657?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/75
23905?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/250501?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2
674165?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/75
23672?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/261872?menuReferr
er=catalogue

25.10.2023

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10
304590?menuReferrer=catalogue

1

08.11.2023

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2
577038?menuReferrer=catalogue

1

15.11.2023

1

22.11.2023

1

29.12.2023

1

06.12.2023

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/77
47466?menuReferrer=catalogue

13.12.2023

https://uchebnik.mos.ru/material/app/315774?menuReferr
er=catalogue

1

1

0

0

1

1

42

https://uchebnik.mos.ru/material/app/75211?menuReferre
r=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/261857?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/76
87220?menuReferrer=catalogue

15

Труд делает человека
человеком

1

20.12.2023

16

Подвиг: как узнать героя?

1

27.12.2023

17

18

19

20

21

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10
655210?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/305831?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/82586?menuReferre
r=catalogue

Люди в обществе: духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений
Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной культуры
народов России
Социальные профессии; их
важность для сохранения
духовно-нравственного об

https://uchebnik.mos.ru/material/app/314933?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10
024362?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/96
24063?menuReferrer=catalogue

1

10.01.2024

1

17.01.2024

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2
584623?menuReferrer=catalogue

1

24.01.2024

https://uchebnik.mos.ru/material/app/264217?menuReferr
er=catalogue

1

31.01.2024

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1
920416?menuReferrer=catalogue

1

07.02.2024

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/70
05297?menuReferrer=catalogue

43

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/98
51719?menuReferrer=catalogue

22

лика общества
Выдающиеся
благотворители в истории .
Благотворительность как
нравственный долг

1

14.02.2024

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11
080717?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1
963259?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/74
39473?menuReferrer=catalogue

Выдающиеся учёные
России. Наука как источник
социального и духовного
прогресса общества

1

24

Моя профессия
(практическое занятие)

1

25

Гражданин

1

06.03.2024

26

Патриотизм

1

13.03.2024

27

Защита Родины: подвиг или
долг?

1

20.03.2024

28

Государство .
Россия — наша родина

1

03.04.2024

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/88
92464?menuReferrer=catalogue

29

Гражданская идентичность
(практическое занятие)

1

10.04.2024

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/88
39713?menuReferrer=catalogue

23

21.02.2024

1

1

28.02.2024

30

Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

1

1

17.04.2024

31

Человек: какой он?
(практическое занятие)

1

1

24.04.2024

44

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/74
64863?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/192584?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2
571845?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material/app/82605?menuReferre
r=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/94
17933?menuReferrer=catalogue

https://uchebnik.mos.ru/material/app/276751?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/76
47902?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/74
77759?menuReferrer=catalogue

32
33
34

Человек и культура
Человек и культура
(проект)
Итоговая проверочная
работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

15.05.2024

1

1

1

22.05.2024
29.05.2024

34

1

7

45

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/75
23535?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/77
47379?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2
285289?menuReferrer=catalogue

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Виноградова Н.Ф., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
2. Виноградова Н.Ф., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
3. Студеникин М.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс. М.:
«Русское слово».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Виноградова Н.Ф., Методическое пособие для учителя. Основы духовно-нравственной культуры народов
России. 5 класс.
2. Бутримова И. В., к. филол. н., старший методист, Самойлова И. С., методист отдела начального общего
образования. Адресные методические рекомендации «О преподавании учебных предметов “Основы
религиозных культур и светской этики”, «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 20232024 учебном году»
3. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф.Виноградова, Е. Э. Кочурова,
М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Российский учебник : Вентана – Граф, 2018. –
288 с.

46

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://pedsovet.su/load/27
https://proshkolu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/5/
https://www.yaklass.ru/
http://old-rozental.ru/
https://uchi.ru/
https://rusyaz-online.ru/
https://uchitel.pro
https://edu.skysmart.ru
https://uchebnik.mos.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийное оборудование, интерактивные доски, персональный компьютер учителя.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».