Пояснительная записка Учебный план МАОУ «Полдневская ООШ» - нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план составлен на основе следующих документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955). 4. Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования». 5. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 9. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 10. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 11. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». 12. Письмо Минпросвещения России от 12.02.2024 №03-160 «Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях». 13. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса». 14. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора и др.). 15. Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 16. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 17. Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115» 18. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Полдневская основная общеобразовательная школа". 19. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МАОУ «Полдневская ООШ», утвержденным приказом №267/1-ОД от 21.12.2021 г. 20. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ «Полдневская ООШ». Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. 1. «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами «Русский язык», «Литературное чтение». «Русский язык» изучается с I класса по IV классы. На данный курс отводится по 5 часов в неделю. Данный курс направлен на развитие речи, мышления, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Учебный предмет «Литературное чтение» изучается с I по IV класс. На данный курс отводится по 4 часа в неделю. Данный курс направлен на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника, на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной литературы, на развитие нравственных и этических чувств младшего школьника. 2. «Математика и информатика» организована изучением математики в 1-4 классах по 4 часа в неделю. Изучение математики и информатики направлено на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). 3. «Иностранный язык» представлена изучением английского языка, начиная со второго класса в количестве 2 часа в неделю. Изучение направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. 4. «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» представлена предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в 1-4 классах. Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. 5. «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен модуль основы мировых религиозных культур, который направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, мировых религиозных традиций, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. 6. «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «ИЗО», изучаемым по 1 часу в неделю. Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. 7. «Технология» представлена предметом «Труд (технология)» с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Учебный предмет «Технология» направлен на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности учащихся. 8. «Физическая культура» Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся. Учебный предмет изучается в объеме 2 часов в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности) и учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Объем части учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений распределен на учебный курс «Читательская грамотность», реализуемый в 1-3 классах в объеме 1 ч в неделю и внеурочная деятельность, утверждаемая планом внеурочной деятельности. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» МАОУ «Полдневская ООШ» Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей и календарным учебным графиком начального общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Русский язык Литературное чтение Классы 1-й Листы индивидуальных достижений 2-й Контрольное списывание, диктант с грамматическим заданием 3-й Диктант с грамматическим заданием, изложение 4-й Комплексная контрольная работа, изложение 1-й Таблицы отслеживания динамики учебных достижений обучающихся 2–3-й Техника чтения, тематический тест 4-й Выразительное чтение, сочинение 2-й Словарный диктант, перевод с иностранного языка на русский Иностранный язык (английский) 3–4-й Математика 1-й 2–4-й 1-й Окружающий мир ОРКСЭ Изобразительное искусство 2–3-й Контрольная работа Листы индивидуальных достижений Контрольная работа Листы индивидуальных достижений Тематический тест 4-й Проект 4-й Тематический тест 1-й Условная шкала 2–4-й Музыка Формы промежуточной аттестации 1-й Выполнение рисунков Тетрадь открытий Труд (технология) 2–4-й Тематический тест 1-й Тетрадь открытий Проект 2–4-й Условная шкала 1-й Физическая культура Сдача нормативов, тематический тест 2–4-й Учебный план Федеральный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя с изучением родного языка или обучением на родном языке) Вариант 1. Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов в неделю/ год Всего/г од I II III IV Русский язык 5/165 5/170 5/170 5/170 20/675 Литературное чтение 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 Иностранный язык - 2/68 2/68 2/68 6/204 Математика 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - 1/34 1/34 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика информатика и Искусство Музыка 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Изобразительное искусство 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Технология Труд (технология) 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Физическая культура Физическая культура 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 20/660 22/748 22/748 23/782 87/2938 1/33 1/34 1/34 0 3/101 Итого (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений) 21/693 23/782 23/782 23/782 90/3039 Учебные недели 33 34 34 34 135 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами 21 23 23 23 90 Итого (обязательная часть): Часть, формируемая образовательных отношений Читательская грамотность участниками «Смысловое чтение» Внеурочная деятельность Информационная культура «Основы функциональной грамотности» 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Профориентационна «Тропинка в 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 пр я деятельность профессию» Коммуникативная деятельность «Классный час. Разговоры о важном» Спортивнооздоровительная «Юный чемпион» Итого внеурочной деятельности 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540