ВД Развитие познавательных способностей 5-8

Рабочая программа по внеурочной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

«Развитие познавательных способностей»
для обучающихся 5-8 классов

Составитель: Гришакова Ю.Е., учитель 1 КК

п. Полдневой, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………….……3
2. Учебно – тематический план…………………………………………….…..5
3. Содержание программы………………………………………………….......8
4. Планируемые результаты освоения программы ……………………...…..12
5. Учебно-методические средства обучения…………………………………21

2

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой
/Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8
классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных)
умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, а также
на развитие познавательных, творческих способностей и интересов.
Цель
данной
программы:
сформировать
компетентность
в
сфере
общеинтеллектуальной деятельности, создавать условия для овладения обучающимися
способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и
навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса,
заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основные задачи:
- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия,
внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметноориентированного тренинга;
- формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности,
освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных
особенностей обучающихся;
- формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных
приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать
информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
Программа рассчитана на детей 12 - 15 лет, имеет практико-ориентированный
характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и
состоит из следующих блоков:
- развитие интеллектуальных умений;
- учимся работать с информацией.
Логика изложения и содержания программы соответствует требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общёго образования.
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается
проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов,
наблюдения, анкетирования.
Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа
курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей
учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для
работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных
способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных
интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:
- учебная игра;
- развивающая игра;
- тематические задания по подгруппам;
- практическое занятие;
- беседа;
- викторина;
- участие в акциях.
3

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ




диагностическое тестирование;
диагностический тренинг;
итоговое тестирование.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Год обучения
первый
второй
третий
четвёртый

Всего часов
34
34
34
34

Часов в неделю
1
1
1
1

4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
1
2
3-6
7-8
9
10
11-12
13
14-15
16-20
21-23
24-25
26-31
32
33
34

Наименование раздела, тема занятия
Инструктаж по ТБ. Введение.Человек
и его интеллект
Диагностическое тестирование
Обобщение и ограничение понятий
Выделение существенных признаков
Обобщение понятий при построении
определений
Отношения
между
понятиями:
рядоположности, часть - целое
Сравнение понятий. Установление
сходства и различий
Сравнение
понятий.
Отношения
противоположности
Установление
причинноследственных связей
Логические задачи
Классификация понятий
Сравнение понятий. Аналогия
Поиск закономерностей
Выделение существенных признаков
предметов
Объяснение понятий в зависимости от
контекста
Итоговое тестирование

Всего
часов
1

теория
0,5

Из них
практика
0,5

1
4
2
1

1,5
1

1
2,5
1
1

1

0,5

0,5

2

0,5

1,5

1

1

2

0,5

1,5

5
3
2
6
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

4,5
2,5
1,5
5,5
0,5

1

0,5

0,5

1

1

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
1
2
3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17

Наименование раздела, тема занятия
Инструктаж по ТБ. Диагностическое
тестирование
Классификация понятий. Обобщение
и ограничение понятий
Сравнение понятий
Выделение существенных признаков
Устойчивые словосочетания,
определяющие смысл предложений
Смысловые словосочетания
Синонимы, антонимы
Творчество.
Методы
решения
творческих задач
Метод контрольных вопросов
Оценка явлений, событий с разных

Из них
практика
1

Всего
часов
1

теория

1

0,5

0,5

0,5
0,5

1
1,5
1,5

2
2
2

0,5
0,5

2
1,5
1,5

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

1
2
2

5

18-19
20
21-22
23-24
25-26
27-28
29
30-33
34

точек зрения
Воображение
Компьютерный практикум
Конструирование на плоскости
Конструирование в пространстве
Постановка и разрешение проблем
Разрешение проблемных ситуаций
Метод разрешения противоречий
Решение творческих задач
Итоговое тестирование

2
1
2
2
2
2
1
4
1

0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5

1,5
1
1,5
1,5
1,5
1
0,5
4
1

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
16-17
18-19
20
21
22-23
24-25
26
27
28-29
30-31
32, 33
34

Наименование раздела, тема занятия
Инструктаж по ТБ. Секреты и методы
творчества
Поиск закономерностей
Логические цепочки
Логические
цепочки.
Причинно–
следственные связи
Как решать изобретательские задачи
Мы
наблюдатели.
Развитие
наблюдательности
Развитие воображения
Учимся оценивать и применять
альтернативные стратегии действия
Изобретательское творчество
Метод решения изобретательских
задач. Метод решения противоречий
Решение задач методом разрешения
противоречий
Решение задач методом разрешения
противоречий
Творчество и фантастика
Метод решения творческих задач
Методы решения творческих задач:
преобразование свойств
Методы решения творческих задач:
метод фокальных объектов
Методы решения творческих задач:
идеальный конечный результат
Методы решения творческих задач:
морфологический ящик
Методы решения творческих задач
Итоговое тестирование

Всего
часов
2

теория
0,5

Из них
практика
1,5

2
2
2

0,5
0,5

1,5
2
1,5

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

2
1
2
2

2
0,5
0,5
0,5

0,5
1,5
1,5

1

1

1

1

2
2
1

0,5

1

2
2

1,5
2
1
1

0,5
0,5

2
1

1,5
1,5
2
1

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Всего
часов

теория

Из них
практика
6

1-2
3
4
5
6-7
8
9-10
11-12
13
14-15
16-17
18-19
20
21-22
23-27
28-29
30-31
32, 33
34

Инструктаж по ТБ. Что мы знаем о
чтении
Чтение
как
способ
получения
информации
Выявление навыков традиционного
чтения
Компьютерный практикум
Интегральный алгоритм чтения
Дифференциальный алгоритм чтения
Изучающее чтение
Понимание смыслового содержание
текста
Приёмы работы с текстом
Учимся задавать и отвечать на
вопросы
Поисково-смотровое чтение
Конспектирование при чтении
Учимся готовить сообщение
Учимся вести диалог
Компьютерный практикум
Библиографический поиск. Каталог
Справочник. Работа со справочной
литературой
Компьютерный практикум
Итоговое тестирование

2

1

1

1

0,5

0,5

1

1

1
2
1
2
2

0,5
0,5

1
1,5
1
1,5
1,5

0,5

1
1,5

1
2

0,5

2
2
1
2
5
2
2

0,5
0,5

2
1

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1
1,5
4,5
1,5
1,5
1,5
1

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Развиваем логическое мышление.
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение
развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической
цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более
общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий.
Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления
определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак
(видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия.
Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного
порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление
сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки
явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить
аналогии. Развивающие игры.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учимся мыслить творчески.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления
определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак
(видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного
порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление
сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки
явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.
Классификация понятий.
8

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём
признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.
Развивающие игры.
Объяснение значения слов.
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с
устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания
текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль
смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Творчество.
Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей.
Практические задания и развивающие игры.
Воображение.
Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический
образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости,
незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам.
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание
моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные
стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой
штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения,
основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода,
применение к решению проблемных ситуаций.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Творчество.
Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические
задания и развивающие игры.
Воображение.
Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на
плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д.
Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве.
Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
9

Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные
стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод
разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение
к решению проблемных ситуаций.
Метод решения изобретательских задач.
Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения
методов. Метод синектики: прямая ,символическая, фантастическая аналогии; алгоритм
применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование
данного метода в литературных произведениях. применение его к решению
изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение
проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие
игры.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Чтение как способ получения информации.
Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение
укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
Приёмы работы с текстами.
Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и
тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с
пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры.
Компьютерный практикум.
Недостатки традиционного чтения.
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор,
выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена,
цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике.
Практические задания и развивающие игры.
Дифференциальный алгоритм чтения.
Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых
предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и
развивающие игры.
Способы обработки полученной информации.
План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия,
отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты
содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые,
текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов.
Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Способы представления информации в различных видах.
Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаковосимволический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы:
10

виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы
и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и
развивающие игры. Компьютерный практикум.
Работа с устными текстами.
Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические
задания и развивающие игры.
Библиографический поиск.
Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги
новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
Справочная литература.
Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со
справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.

11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(к концу 1-го года обучения)
Разделы программы

Что такое
интеллект

Понятие.
Отношение
между
понятиями:
род-вид

Выделение
существенных
признаков
понятий

Ожидаемые результаты

Универсальные
учебные действия
Обучающиеся знают:
Познавательные
- понятие интеллекта, творчества;
общеучебные
- значение развития интеллекта;
действия:
- различные виды интеллекта.
- умение осознанно
Обучающиеся умеют:
строить речевое
- анализировать, сравнивать,
высказывание в устной
классифицировать, обобщать и
форме;
систематизировать;
- выделение
- слушать, владеть приемами рационального
познавательной цели;
запоминания.
- выбор наиболее
Обучающиеся знают:
эффективного способа
- обобщение понятий;
решения
- более общее и более частное понятие;
поставленной задачи;
- составляют логические цепочки: общее –
- умение
менее общее – частное;
осуществлять поиск
- ограничение понятий.
необходимой
Обучающиеся умеют:
информации для
- анализировать, сравнивать, классифициро- выполнения учебных
вать, обобщать и систематизировать;
заданий с
- слушать, владеть приемами рационального использованием
запоминания;
учебной литературы;
- владеть монологической и диалогической
- устанавливать
речью.
причинноследственные связи;
Обучающиеся знают:
- устанавливать
- правила составления определений: понятие: аналогии, проводить
обобщение слов (родовое понятие) +
сравнение и
существенный признак (видовое отличие).
классификацию по
Обучающиеся умеют:
заданным критериям.
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
Коммуникативные
систематизировать;
УУД:
- выделять главную мысль;
- умение общаться с
- формулировать выводы;
другими людьми —
- слушать, владеть приемами рационального детьми и взрослыми;
запоминания;
- умение выражать
- выявлять закономерности;
свои мысли полно и
- строить умозаключения;
точно;
- владеть монологической и диалогической
12

Разделы программы

Ожидаемые результаты
речью.

Функциональное отношение
между понятиями

Сравнение
понятий

Обучающиеся знают:
- часть – целое;
- последовательности;
- рядоположности;
- причины и следствия.
Обучающиеся умеют:
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
- выделять главную мысль;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные
связи;
- выявлять закономерности;
- строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального
запоминания;
- владеть монологической и диалогической
речью.

Универсальные
учебные действия
- управление
действиями партнера
(оценка, коррекция);
- использовать речь
для регуляции своего
действия.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая
саморегуляция;
- прогнозирование
уровня усвоения;
- оценка;
- коррекция.

Личностные УУД:
- знание основных
моральных норм и
ориентация на их
выполнение;
- ориентация на
понимание причин
успеха в деятельности;
- осознание
Обучающиеся знают:
ответственности за
- сходства и различия;
общее благополучие;
- понятия одного порядка;
- развитие этических
- антонимы, синонимы, омонимы;
чувств;
- главные и второстепенные признаки явлений;
- установка на
- аналогия.
здоровый образ жизни;
Обучающиеся умеют:
- самооценка;
- анализировать, сравнивать,
- самоопределение.
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
- выделять главную мысль;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные
связи;
- выявлять закономерности;
- строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального
запоминания;
- владеть монологической и диалогической
речью.

13

(к концу 2-го года обучения)
Разделы
программы
Выделение
существенных
признаков
понятий

Сравнение
понят

Ожидаемые результаты

Универсальные
учебные действия
Обучающиеся знают:
Познавательные
- правила составления определений: понятие: общеучебные
обобщение слов (родовое понятие) +
действия:
существенный признак (видовое отличие).
- умение осознанно
строить речевое
Обучающиеся умеют:
высказывание в устной
- анализировать, сравнивать,
форме;
классифицировать, обобщать и
- выделение
систематизировать;
познавательной цели;
- выделять главную мысль;
- выбор наиболее
- формулировать выводы;
- слушать, владеть приемами рационального эффективного способа
решения
запоминания;
поставленной задачи;
- выявлять закономерности;
- умение
- строить умозаключения;
- владеть монологической и диалогической осуществлять поиск
необходимой
речью.
информации для
выполнения учебных
Обучающиеся знают:
заданий с
- сходства и различия;
использованием
- понятия одного порядка;
учебной литературы;
- антонимы, синонимы, омонимы;
- главные и второстепенные признаки явлений; - устанавливать
причинно- аналогия.
следственные связи;
Обучающиеся умеют:
- устанавливать
- анализировать, сравнивать,
аналогии, проводить
классифицировать, обобщать и
сравнение и
систематизировать;
классификацию по
- выделять главную мысль;
заданным критериям.
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные
Коммуникативные
связи;
УУД:
- выявлять закономерности;
- умение общаться с
- строить умозаключения;
другими
людьми —
- слушать, владеть приемами рационального
детьми и взрослыми;
запоминания;
- умение выражать
- владеть монологической и диалогической
свои мысли полно и
речью.
точно;
- управление
действиями партнера
(оценка, коррекция);

14

Разделы
программы
Классификация
понятий

Объяснение
значения слов

Творчество.
Воображение.

Ожидаемые результаты
Обучающиеся знают:
- правила классификации;
- правила обобщения понятий.
Обучающиеся умеют:
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
- выделять главную мысль;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные
связи;
- выявлять закономерности;
- строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального
запоминания;
- владеть монологической и диалогической
речью.

Обучающиеся знают:
- устойчивые словосочетания;
- смысловые сочетания;
- роль смысловых сочетаний в тексте.
Обучающиеся умеют:
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
- работать с источником информации (чтение
текста);
- выделять главную мысль;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные
связи;
- выявлять закономерности;
- строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального
запоминания;
- владеть монологической и диалогической
речью.
Обучающиеся знают:
- что такое творчество, воображение;
- методы решения творческих задач;
- виды воображения:
- приёмы развития воображения.
Обучающиеся умеют:
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
- работать с источником информации (чтение

Универсальные
учебные действия
- использовать речь
для регуляции своего
действия.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая
саморегуляция;
- прогнозирование
уровня усвоения;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
- знание основных
моральных норм и
ориентация на их
выполнение;
- ориентация на
понимание причин
успеха в деятельности;
- осознание
ответственности за
общее благополучие;
- развитие этических
чувств;
- установка на
здоровый образ жизни;
- самооценка;
- самоопределение.

15

Разделы
программы

Ожидаемые результаты

Универсальные
учебные действия

текста);
- выделять главную мысль;
- формулировать выводы;
- выявлять закономерности;
- строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального
запоминания;
- владеть монологической и диалогической
речью.
Конструировани Обучающиеся знают:
-понятия танграм, головоломок;
е на плоскости и
- методы их решения.
пространстве
Обучающиеся умеют:
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
- выявлять закономерности;
- строить умозаключения;
- проводить наблюдения, измерения;
- владеть монологической и диалогической
речью.
Оценка явлений Обучающиеся знают:
- положительные и отрицательные стороны
и событий с
явлений;
разных точек
- методы разрешения проблемных ситуаций;
зрения.
методы разрешения противоречий.
Постановка и
разрешение
Обучающиеся умеют:
проблем.
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
- работать с источником информации (чтение
текста);
- выделять главную мысль, абстогировать;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные
связи;
- выявлять закономерности;
- строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального
запоминания;
-владеть монологической и диалогической
речью.
(к концу 3-го года обучения)
Разделы программы
Творчество.
Воображение.

Ожидаемые результаты
Обучающиеся знают:
- что такое творчество, воображение;
- методы решения творческих задач;

Универсальные
учебные действия
Познавательные
общеучебные
действия:
16

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные
учебные действия
- виды воображения:
- умение осознанно
- приёмы развития воображения.
строить речевое
высказывание в устной
Обучающиеся умеют:
форме;
- анализировать, сравнивать,
- выделение
классифицировать, обобщать и
познавательной цели;
систематизировать;
- выбор наиболее
- работать с источником информации (чтение
эффективного способа
текста);
решения
- выделять главную мысль;
поставленной задачи;
- формулировать выводы;
- умение
- выявлять закономерности;
осуществлять поиск
- строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального необходимой
информации для
запоминания;
выполнения учебных
- владеть монологической и диалогической
заданий с
речью.
использованием
Обучающиеся знают:
учебной литературы;
-понятия танграм, головоломок;
Конструировани
- устанавливать
- методы их решения.
е на плоскости и
причиннопространстве
Обучающиеся умеют:
следственные связи;
- анализировать, сравнивать,
- устанавливать
классифицировать, обобщать и
аналогии, проводить
систематизировать;
сравнение и
- выявлять закономерности;
классификацию по
- строить умозаключения;
заданным критериям.
- проводить наблюдения, измерения;
- владеть монологической и диалогической
Коммуникативные
речью.
УУД:
Обучающиеся знают:
- умение общаться с
- положительные и отрицательные стороны
Оценка явлений
другими
людьми —
явлений;
и событий с
- методы разрешения проблемных ситуаций; детьми и взрослыми;
разных точек
- умение выражать
- методы разрешения противоречий.
зрения.
свои мысли полно и
Постановка и
Обучающиеся умеют:
точно;
разрешение
- анализировать, сравнивать,
- управление
проблем.
классифицировать, обобщать и
действиями
партнера
систематизировать;
(оценка,
коррекция);
- работать с источником информации (чтение
- использовать речь
текста);
для
регуляции своего
- выделять главную мысль, абстогировать;
действия.
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные
Регулятивные УУД:
связи;
целеполагание;
- выявлять закономерности;
- волевая
- строить умозаключения;
саморегуляция;
- слушать, владеть приемами рационального
- прогнозирование
запоминания;
-владеть монологической и диалогической уровня усвоения;
- оценка;
речью.
- коррекция.
Обучающиеся знают:
- метод контрольных вопросов;
Метод решения
17

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные
учебные действия
- метод синектики;
Личностные УУД:
изобретательских
- метод преобразования свойств.
- знание основных
задач
моральных норм и
Обучающиеся умеют:
ориентация на их
- анализировать, сравнивать,
выполнение;
классифицировать, обобщать и
- ориентация на
систематизировать;
- работать с источником информации (чтение понимание причин
успеха в деятельности;
текста);
- осознание
- выделять главную мысль, абстогировать;
ответственности за
- формулировать выводы;
общее благополучие;
- устанавливать причинно-следственные
- развитие этических
связи;
чувств;
- выявлять закономерности;
- установка на
- строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального здоровый образ жизни;
- самооценка;
запоминания;
- самоопределение.
-владеть монологической и диалогической
речью.

(к концу 4-го года обучения)
Разделы программы Ожидаемые результаты

Универсальные
учебные действия

Обучающиеся знают:
- виды чтения;
- правила быстрого чтения;
Чтение как
- чтение укороченной строки.
способ получения
Обучающиеся умеют:
информации
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
- выделять главную мысль;
- формулировать выводы;
- слушать, владеть приемами рационального
запоминания;
- пересказывать прочитанный текст;
- передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;
- строить умозаключения;
- владеть монологической и диалогической
речью.

Приёмы работы
с текстом.
Недостатки
традиционного

Познавательные
общеучебные
действия:
- умение осознанно
строить речевое
высказывание в устной
форме;
- выделение
познавательной цели;
- выбор наиболее
эффективного способа
решения
поставленной задачи;
- умение
осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
Обучающиеся знают:
учебной литературы;
- гипертекстовое представление информации;
- устанавливать
- метод толстых и тонких вопросов;
причинно- чтение с пометками, чтение с пропусками; следственные связи;
- метод смысловой догадки;
- устанавливать
- интегральный алгоритм чтения;
18

Разделы программы Ожидаемые результаты

Универсальные
учебные действия
аналогии, проводить
сравнение и
классификацию по
заданным критериям.

- правила выделения ключевых слов;
- выделение основного смысла отрезков
текста.
Обучающиеся умеют:
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
Коммуникативные
систематизировать;
УУД:
- выделять главную мысль;
- умение общаться с
- формулировать выводы;
- слушать, владеть приемами рационального другими людьми —
детьми и взрослыми;
запоминания;
- умение выражать
- пересказывать прочитанный текст;
свои
мысли полно и
- передавать прочитанное в сжатом или
точно;
развёрнутом виде;
- управление
- составлять план текста;
действиями партнера
- строить умозаключения;
(оценка, коррекция);
- владеть монологической и диалогической
- использовать речь
речью.
для регуляции своего
Обучающиеся знают:
- понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, действия.
Способы
аннотации, конспект, реферат, рецензия.
обработки
Регулятивные УУД
полученной
Обучающиеся умеют:
- целеполагание;
информации
анализировать,
сравнивать,
- волевая
классифицировать,
обобщать
и
саморегуляция;
систематизировать;
- прогнозирование
- выделять главную мысль;
уровня усвоения;
- формулировать выводы;
- оценка;
- слушать, владеть приемами рационального
- коррекция.
запоминания;
- пересказывать прочитанный текст;
Личностные УУД:
- передавать прочитанное в сжатом или раз- знание основных
вёрнутом виде;
моральных
норм и
- составлять план текста;
ориентация на их
- составлять тезисы;
- представлять информацию в различных ви- выполнение;
- ориентация на
дах;
понимание
причин
- строить умозаключения;
- владеть монологической и диалогической успеха в деятельности;
- осознание
речью.
ответственности за
общее благополучие;
Обучающиеся знают:
- развитие этических
- способы представления информации:
Способы
чувств;
вербальный, табличный, графический,
представления
- установка на
схематический, аналитический, знаковоинформации в
здоровый образ жизни;
различных видах символический;
- самооценка;
- графические методы;
- самоопределение.
- кодирование и декодирование информации.
Обучающиеся умеют:
- анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
чтения.

19

Разделы программы Ожидаемые результаты

Универсальные
учебные действия

- работать с источником информации (чтение
текста);
- выделять главную мысль;
- формулировать выводы;
- составлять план текста;
- представлять информацию в различных
видах (вербальный, табличный, графический,
схематический, аналитический, знаковосимволический);
- выявлять закономерности;
- владеть монологической и диалогической
речью.
Обучающиеся знают:
- правила дискуссии;
Работа с
- виды каталогов;
устными
- правила работы с каталогами;
текстами.
- роль и назначение справочников;
Библиографическ
- правила работы со справочной литературой.
ий поиск.
Обучающиеся умеют:
Справочная
- анализировать, сравнивать,
литература
классифицировать, обобщать и
систематизировать;
- работать с источником информации (чтение,
библиографический поиск, работа со
справочником);
- выделять главную мысль;
- формулировать выводы;
- строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального
запоминания;
- владеть монологической и диалогической
речью.

20

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Печатные пособия:
1. Программа курса «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных
способностей обучающихся. 5-8 класса»: Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 201247с.(Работаем по новым стандартам.)
2. Сборник заданий для развития познавательных способностей обучающихся 5-8 классы./ Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012.-222с.- (Работаем по новым стандартам.)
3. Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы. Серия «Внеклассная работа» Андрей
Николаевич
Павлов.
Текст
предоставлен
издательством
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=178359
Цифровые образовательные ресурсы;
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».