Рабочая программа по внеурочной деятельности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» для обучающихся 5-8 классов Составитель: Гришакова Ю.Е., учитель 1 КК п. Полдневой, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………….……3 2. Учебно – тематический план…………………………………………….…..5 3. Содержание программы………………………………………………….......8 4. Планируемые результаты освоения программы ……………………...…..12 5. Учебно-методические средства обучения…………………………………21 2 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, а также на развитие познавательных, творческих способностей и интересов. Цель данной программы: сформировать компетентность в сфере общеинтеллектуальной деятельности, создавать условия для овладения обучающимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Основные задачи: - развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметноориентированного тренинга; - формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся; - формирование собственного стиля мышления; - формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах; - освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач; Программа рассчитана на детей 12 - 15 лет, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков: - развитие интеллектуальных умений; - учимся работать с информацией. Логика изложения и содержания программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общёго образования. В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования. Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников: - учебная игра; - развивающая игра; - тематические задания по подгруппам; - практическое занятие; - беседа; - викторина; - участие в акциях. 3 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ диагностическое тестирование; диагностический тренинг; итоговое тестирование. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ Год обучения первый второй третий четвёртый Всего часов 34 34 34 34 Часов в неделю 1 1 1 1 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п 1 2 3-6 7-8 9 10 11-12 13 14-15 16-20 21-23 24-25 26-31 32 33 34 Наименование раздела, тема занятия Инструктаж по ТБ. Введение.Человек и его интеллект Диагностическое тестирование Обобщение и ограничение понятий Выделение существенных признаков Обобщение понятий при построении определений Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое Сравнение понятий. Установление сходства и различий Сравнение понятий. Отношения противоположности Установление причинноследственных связей Логические задачи Классификация понятий Сравнение понятий. Аналогия Поиск закономерностей Выделение существенных признаков предметов Объяснение понятий в зависимости от контекста Итоговое тестирование Всего часов 1 теория 0,5 Из них практика 0,5 1 4 2 1 1,5 1 1 2,5 1 1 1 0,5 0,5 2 0,5 1,5 1 1 2 0,5 1,5 5 3 2 6 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4,5 2,5 1,5 5,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п 1 2 3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 Наименование раздела, тема занятия Инструктаж по ТБ. Диагностическое тестирование Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий Сравнение понятий Выделение существенных признаков Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений Смысловые словосочетания Синонимы, антонимы Творчество. Методы решения творческих задач Метод контрольных вопросов Оценка явлений, событий с разных Из них практика 1 Всего часов 1 теория 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1,5 1,5 2 2 2 0,5 0,5 2 1,5 1,5 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 1 2 2 5 18-19 20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 30-33 34 точек зрения Воображение Компьютерный практикум Конструирование на плоскости Конструирование в пространстве Постановка и разрешение проблем Разрешение проблемных ситуаций Метод разрешения противоречий Решение творческих задач Итоговое тестирование 2 1 2 2 2 2 1 4 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1,5 1 1,5 1,5 1,5 1 0,5 4 1 ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15 16-17 18-19 20 21 22-23 24-25 26 27 28-29 30-31 32, 33 34 Наименование раздела, тема занятия Инструктаж по ТБ. Секреты и методы творчества Поиск закономерностей Логические цепочки Логические цепочки. Причинно– следственные связи Как решать изобретательские задачи Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности Развитие воображения Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия Изобретательское творчество Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий Решение задач методом разрешения противоречий Решение задач методом разрешения противоречий Творчество и фантастика Метод решения творческих задач Методы решения творческих задач: преобразование свойств Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат Методы решения творческих задач: морфологический ящик Методы решения творческих задач Итоговое тестирование Всего часов 2 теория 0,5 Из них практика 1,5 2 2 2 0,5 0,5 1,5 2 1,5 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 2 1 2 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1 1 1 1 2 2 1 0,5 1 2 2 1,5 2 1 1 0,5 0,5 2 1 1,5 1,5 2 1 ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Наименование раздела, тема занятия Всего часов теория Из них практика 6 1-2 3 4 5 6-7 8 9-10 11-12 13 14-15 16-17 18-19 20 21-22 23-27 28-29 30-31 32, 33 34 Инструктаж по ТБ. Что мы знаем о чтении Чтение как способ получения информации Выявление навыков традиционного чтения Компьютерный практикум Интегральный алгоритм чтения Дифференциальный алгоритм чтения Изучающее чтение Понимание смыслового содержание текста Приёмы работы с текстом Учимся задавать и отвечать на вопросы Поисково-смотровое чтение Конспектирование при чтении Учимся готовить сообщение Учимся вести диалог Компьютерный практикум Библиографический поиск. Каталог Справочник. Работа со справочной литературой Компьютерный практикум Итоговое тестирование 2 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 2 1 2 2 0,5 0,5 1 1,5 1 1,5 1,5 0,5 1 1,5 1 2 0,5 2 2 1 2 5 2 2 0,5 0,5 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1 1,5 4,5 1,5 1,5 1,5 1 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Развиваем логическое мышление. Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития. Понятие. Отношения между понятиями: род-вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры. Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры. Функциональные отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания. Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Учимся мыслить творчески. Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры. Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры. Классификация понятий. 8 Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры. Объяснение значения слов. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры. Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры. Воображение. Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры. Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры. Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры. Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ Творчество. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры. Воображение. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры. Конструирование на плоскости и в пространстве. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры. Оценка явлений и событий с разных точек зрения. 9 Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры. Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая ,символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры. Приёмы работы с текстами. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум. Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры. Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры. Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум. Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаковосимволический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: 10 виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум. Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры. Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания. Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум. 11 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (к концу 1-го года обучения) Разделы программы Что такое интеллект Понятие. Отношение между понятиями: род-вид Выделение существенных признаков понятий Ожидаемые результаты Универсальные учебные действия Обучающиеся знают: Познавательные - понятие интеллекта, творчества; общеучебные - значение развития интеллекта; действия: - различные виды интеллекта. - умение осознанно Обучающиеся умеют: строить речевое - анализировать, сравнивать, высказывание в устной классифицировать, обобщать и форме; систематизировать; - выделение - слушать, владеть приемами рационального познавательной цели; запоминания. - выбор наиболее Обучающиеся знают: эффективного способа - обобщение понятий; решения - более общее и более частное понятие; поставленной задачи; - составляют логические цепочки: общее – - умение менее общее – частное; осуществлять поиск - ограничение понятий. необходимой Обучающиеся умеют: информации для - анализировать, сравнивать, классифициро- выполнения учебных вать, обобщать и систематизировать; заданий с - слушать, владеть приемами рационального использованием запоминания; учебной литературы; - владеть монологической и диалогической - устанавливать речью. причинноследственные связи; Обучающиеся знают: - устанавливать - правила составления определений: понятие: аналогии, проводить обобщение слов (родовое понятие) + сравнение и существенный признак (видовое отличие). классификацию по Обучающиеся умеют: заданным критериям. - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и Коммуникативные систематизировать; УУД: - выделять главную мысль; - умение общаться с - формулировать выводы; другими людьми — - слушать, владеть приемами рационального детьми и взрослыми; запоминания; - умение выражать - выявлять закономерности; свои мысли полно и - строить умозаключения; точно; - владеть монологической и диалогической 12 Разделы программы Ожидаемые результаты речью. Функциональное отношение между понятиями Сравнение понятий Обучающиеся знают: - часть – целое; - последовательности; - рядоположности; - причины и следствия. Обучающиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. Универсальные учебные действия - управление действиями партнера (оценка, коррекция); - использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - прогнозирование уровня усвоения; - оценка; - коррекция. Личностные УУД: - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - ориентация на понимание причин успеха в деятельности; - осознание Обучающиеся знают: ответственности за - сходства и различия; общее благополучие; - понятия одного порядка; - развитие этических - антонимы, синонимы, омонимы; чувств; - главные и второстепенные признаки явлений; - установка на - аналогия. здоровый образ жизни; Обучающиеся умеют: - самооценка; - анализировать, сравнивать, - самоопределение. классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. 13 (к концу 2-го года обучения) Разделы программы Выделение существенных признаков понятий Сравнение понят Ожидаемые результаты Универсальные учебные действия Обучающиеся знают: Познавательные - правила составления определений: понятие: общеучебные обобщение слов (родовое понятие) + действия: существенный признак (видовое отличие). - умение осознанно строить речевое Обучающиеся умеют: высказывание в устной - анализировать, сравнивать, форме; классифицировать, обобщать и - выделение систематизировать; познавательной цели; - выделять главную мысль; - выбор наиболее - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального эффективного способа решения запоминания; поставленной задачи; - выявлять закономерности; - умение - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической осуществлять поиск необходимой речью. информации для выполнения учебных Обучающиеся знают: заданий с - сходства и различия; использованием - понятия одного порядка; учебной литературы; - антонимы, синонимы, омонимы; - главные и второстепенные признаки явлений; - устанавливать причинно- аналогия. следственные связи; Обучающиеся умеют: - устанавливать - анализировать, сравнивать, аналогии, проводить классифицировать, обобщать и сравнение и систематизировать; классификацию по - выделять главную мысль; заданным критериям. - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные Коммуникативные связи; УУД: - выявлять закономерности; - умение общаться с - строить умозаключения; другими людьми — - слушать, владеть приемами рационального детьми и взрослыми; запоминания; - умение выражать - владеть монологической и диалогической свои мысли полно и речью. точно; - управление действиями партнера (оценка, коррекция); 14 Разделы программы Классификация понятий Объяснение значения слов Творчество. Воображение. Ожидаемые результаты Обучающиеся знают: - правила классификации; - правила обобщения понятий. Обучающиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. Обучающиеся знают: - устойчивые словосочетания; - смысловые сочетания; - роль смысловых сочетаний в тексте. Обучающиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. Обучающиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; - виды воображения: - приёмы развития воображения. Обучающиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение Универсальные учебные действия - использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - прогнозирование уровня усвоения; - оценка; - коррекция. Личностные УУД - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - ориентация на понимание причин успеха в деятельности; - осознание ответственности за общее благополучие; - развитие этических чувств; - установка на здоровый образ жизни; - самооценка; - самоопределение. 15 Разделы программы Ожидаемые результаты Универсальные учебные действия текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. Конструировани Обучающиеся знают: -понятия танграм, головоломок; е на плоскости и - методы их решения. пространстве Обучающиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью. Оценка явлений Обучающиеся знают: - положительные и отрицательные стороны и событий с явлений; разных точек - методы разрешения проблемных ситуаций; зрения. методы разрешения противоречий. Постановка и разрешение Обучающиеся умеют: проблем. - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. (к концу 3-го года обучения) Разделы программы Творчество. Воображение. Ожидаемые результаты Обучающиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; Универсальные учебные действия Познавательные общеучебные действия: 16 Разделы программы Ожидаемые результаты Универсальные учебные действия - виды воображения: - умение осознанно - приёмы развития воображения. строить речевое высказывание в устной Обучающиеся умеют: форме; - анализировать, сравнивать, - выделение классифицировать, обобщать и познавательной цели; систематизировать; - выбор наиболее - работать с источником информации (чтение эффективного способа текста); решения - выделять главную мысль; поставленной задачи; - формулировать выводы; - умение - выявлять закономерности; осуществлять поиск - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального необходимой информации для запоминания; выполнения учебных - владеть монологической и диалогической заданий с речью. использованием Обучающиеся знают: учебной литературы; -понятия танграм, головоломок; Конструировани - устанавливать - методы их решения. е на плоскости и причиннопространстве Обучающиеся умеют: следственные связи; - анализировать, сравнивать, - устанавливать классифицировать, обобщать и аналогии, проводить систематизировать; сравнение и - выявлять закономерности; классификацию по - строить умозаключения; заданным критериям. - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической Коммуникативные речью. УУД: Обучающиеся знают: - умение общаться с - положительные и отрицательные стороны Оценка явлений другими людьми — явлений; и событий с - методы разрешения проблемных ситуаций; детьми и взрослыми; разных точек - умение выражать - методы разрешения противоречий. зрения. свои мысли полно и Постановка и Обучающиеся умеют: точно; разрешение - анализировать, сравнивать, - управление проблем. классифицировать, обобщать и действиями партнера систематизировать; (оценка, коррекция); - работать с источником информации (чтение - использовать речь текста); для регуляции своего - выделять главную мысль, абстогировать; действия. - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные Регулятивные УУД: связи; целеполагание; - выявлять закономерности; - волевая - строить умозаключения; саморегуляция; - слушать, владеть приемами рационального - прогнозирование запоминания; -владеть монологической и диалогической уровня усвоения; - оценка; речью. - коррекция. Обучающиеся знают: - метод контрольных вопросов; Метод решения 17 Разделы программы Ожидаемые результаты Универсальные учебные действия - метод синектики; Личностные УУД: изобретательских - метод преобразования свойств. - знание основных задач моральных норм и Обучающиеся умеют: ориентация на их - анализировать, сравнивать, выполнение; классифицировать, обобщать и - ориентация на систематизировать; - работать с источником информации (чтение понимание причин успеха в деятельности; текста); - осознание - выделять главную мысль, абстогировать; ответственности за - формулировать выводы; общее благополучие; - устанавливать причинно-следственные - развитие этических связи; чувств; - выявлять закономерности; - установка на - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального здоровый образ жизни; - самооценка; запоминания; - самоопределение. -владеть монологической и диалогической речью. (к концу 4-го года обучения) Разделы программы Ожидаемые результаты Универсальные учебные действия Обучающиеся знают: - виды чтения; - правила быстрого чтения; Чтение как - чтение укороченной строки. способ получения Обучающиеся умеют: информации - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. Приёмы работы с текстом. Недостатки традиционного Познавательные общеучебные действия: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение познавательной цели; - выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Обучающиеся знают: учебной литературы; - гипертекстовое представление информации; - устанавливать - метод толстых и тонких вопросов; причинно- чтение с пометками, чтение с пропусками; следственные связи; - метод смысловой догадки; - устанавливать - интегральный алгоритм чтения; 18 Разделы программы Ожидаемые результаты Универсальные учебные действия аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. - правила выделения ключевых слов; - выделение основного смысла отрезков текста. Обучающиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и Коммуникативные систематизировать; УУД: - выделять главную мысль; - умение общаться с - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального другими людьми — детьми и взрослыми; запоминания; - умение выражать - пересказывать прочитанный текст; свои мысли полно и - передавать прочитанное в сжатом или точно; развёрнутом виде; - управление - составлять план текста; действиями партнера - строить умозаключения; (оценка, коррекция); - владеть монологической и диалогической - использовать речь речью. для регуляции своего Обучающиеся знают: - понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, действия. Способы аннотации, конспект, реферат, рецензия. обработки Регулятивные УУД полученной Обучающиеся умеют: - целеполагание; информации анализировать, сравнивать, - волевая классифицировать, обобщать и саморегуляция; систематизировать; - прогнозирование - выделять главную мысль; уровня усвоения; - формулировать выводы; - оценка; - слушать, владеть приемами рационального - коррекция. запоминания; - пересказывать прочитанный текст; Личностные УУД: - передавать прочитанное в сжатом или раз- знание основных вёрнутом виде; моральных норм и - составлять план текста; ориентация на их - составлять тезисы; - представлять информацию в различных ви- выполнение; - ориентация на дах; понимание причин - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической успеха в деятельности; - осознание речью. ответственности за общее благополучие; Обучающиеся знают: - развитие этических - способы представления информации: Способы чувств; вербальный, табличный, графический, представления - установка на схематический, аналитический, знаковоинформации в здоровый образ жизни; различных видах символический; - самооценка; - графические методы; - самоопределение. - кодирование и декодирование информации. Обучающиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; чтения. 19 Разделы программы Ожидаемые результаты Универсальные учебные действия - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - составлять план текста; - представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаковосимволический); - выявлять закономерности; - владеть монологической и диалогической речью. Обучающиеся знают: - правила дискуссии; Работа с - виды каталогов; устными - правила работы с каталогами; текстами. - роль и назначение справочников; Библиографическ - правила работы со справочной литературой. ий поиск. Обучающиеся умеют: Справочная - анализировать, сравнивать, литература классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. 20 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Печатные пособия: 1. Программа курса «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса»: Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 201247с.(Работаем по новым стандартам.) 2. Сборник заданий для развития познавательных способностей обучающихся 5-8 классы./ Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012.-222с.- (Работаем по новым стандартам.) 3. Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы. Серия «Внеклассная работа» Андрей Николаевич Павлов. Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=178359 Цифровые образовательные ресурсы; 1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/) 21