ВД От слова к тексту 8-9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«От слова к тексту»
для обучающихся 8-9 классов

Составитель: Прегерт Л.А., учитель 1 КК

п. Полдневой, 2023 г

Пояснительная записка
Программа курса «От слова к тексту» рассчитана на обучающихся,
получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в
пределах программы основной школы.
Основное внимание уделяется формированию умений комплексной
работы с текстом.
Рабочая программа курса «Практикум написания изложения и
сочинения» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
(от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ),
- Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 309 (в редакции от
23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного
образовательного стандарта»,
- областным законом,
- основной образовательной программой МАОУ «Полдневская ООШ»,
-Положением МАОУ «Полдневская ООШ» «О рабочей программе».
Цель курса – научить девятиклассников активно прослушивать текст,
анализировать
его содержание и лингвистические компоненты,
структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст, аргументировать. Работа над сжатым изложением должна
проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным
умением.
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в
письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков
ознакомительного, изучающего и просмотрового чтения, интерпретации
текста,
- совершенствовать речевую практику обучающихся;
- совершенствовать навык работы с текстами.
Общая характеристика учебного курса
Курс «От слова к тексту» предназначен для обучающихся 8-9 класса и
рассчитан в 8 классе 17 часов, в 9 классе 34 часа.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке,
формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование
речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, где

обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами
современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть
(повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение
этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных
упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и
пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки грамотного
письма).
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и
своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит
показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная
рациональность, включающая способность аргументации (доказательности)
своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной
сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое
личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Место курса в учебном плане школы
Содержание
и
формы
учебного
процесса
определяются
Государственными образовательными стандартами, реализующимися в
Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с
учетом федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного
учреждения. На программу изучения курса в 8-9 класах выделяется из
компонента образовательного учреждения МАОУ «Полдневская ООШ» 1 час
в 2 недели в 8 классе, 1 час в неделю в 9 классе. Всего отводится 51 час.
Содержание курса
8 класс (17 часов)
Решаем тестовую часть ( 15 часов)
Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и их группы.
Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и их группы.
Виды соподчинения придаточных предложений главному. Последовательное,
однородное и параллельное подчинение.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.
Сложное предложение с разными видами связи.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Правописание приставок.
Правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание
суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний
глаголов.

Лексика и фразеология.
Виды подчинительной связи в словосочетании.
Способы
выражения
главных
членов
предложения.
Выделение
грамматических основ предложения.
Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.
Вводные слова. Обращения. Уточняющие обособленные обстоятельства.
Контрольное тестирование ( 2 часа)
Написание экзаменационной работы по русскому языку и её
анализ.
9 класс (34 часа)
Готовимся к написанию сжатого изложения (14 ч)
Изложение. Виды изложений.
Способы и приемы компрессии текста. Исключение. Обобщение.
Упрощение.
Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и
второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная
целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости
(сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Критерии оценивания сжатого изложения.
Готовимся к написанию сочинения – рассуждения (16 часов)
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения - рассуждения. Алгоритм
написания сочинения – рассуждения 9.1, 9.2,9.3
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм
работы над сочинением – рассуждением 9.1, 9.2, 9.3
Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении.
Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для
аргументации. Тематика сочинений-рассуждений.
Практикум (4 часа)

Написание сжатого изложения и сочинения и анализ.
Итоговая тестовая работа и её анализ.
Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «От слова к тексту»
№
п/п

Тема занятия

Колво
часов
8 класс (17 часов)

Результаты

Решаем тестовую часть (15 часов)
Смысловой анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства
русского языка.
3 Правописание приставок.
4 Правописание Н-НН в суффиксах слов
различных частей речи. Правописание
суффиксов различных частей речи.
5 Правописание личных окончаний
глаголов.
6 Лексика и фразеология.
7 Виды подчинительной связи в
словосочетании.
8 Способы выражения главных членов
предложения. Выделение
грамматических основ предложения.
9 Пунктуация при однородных и
обособленных членах предложения.
10 Вводные слова. Обращения. Уточняющие
обособленные обстоятельства.

1
1

11 Сложносочиненные предложения.
Сочинительные союзы и их группы.

1

12 Сложноподчиненные предложения.
Подчинительные союзы и их группы.

1

1
2



Знают
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические и
пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного
языка.



Умеют работать с
тестовыми
заданиями:
самостоятельно
(без помощи
учителя) понимать
формулировку
задания и вникать
в её смысл.
Владеют
комплексом
умений,
определяющих
уровень языковой
и лингвистической

1
1

1
1
1
1

1
1



13 Виды соподчинения придаточных
предложений главному.
Последовательное, однородное и
параллельное подчинение.

1

14 Бессоюзное сложное предложение. Знаки
препинания в БСП.

1

15 Сложное предложение с разными видами
связи.

1







Практикум (2 часа)
16- Написание экзаменационной работы по 2
17 русскому языку и её анализ.





компетенции 9классников.
Знают
синтаксические и
пунктуационные
нормы
современного
русского языка.
Четко соблюдают
инструкции,
сопровождающие
задание.
Самостоятельно
ограничивают
временные рамки
на выполнение
заданий.
Самостоятельно
ограничивают
временные рамки
на выполнение
заданий.
Умеют работать с
бланками
экзаменационной
работы.

9 класс (34 часа)
Готовимся к написанию сжатого изложения (14ч)
1
2

3
4

5

6

Изложение. Виды изложений.
Способы и приемы компрессии
текста. Исключение. Обобщение.
Упрощение.
Написание сжатого изложения и
его анализ.
Определение, признаки и
характеристика текста как
единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы
их определения и
формулирования.
Композиция, логическая,
грамматическая структура текста.

1
1



Владеют комплексом
умений,
определяющих
уровень языковой и
лингвистической
компетенции 8классников.



Умеют грамотно
писать сжатое
изложение, используя
соответствующие
приёмы компрессии
текста.

2
1

1

1

7

8

9

10

11
12

13

26

Понятие о микротеме.
1
 Владеют формами
Соотношение микротемы и
обработки
абзацного строения текста.
информации
исходного текста.
Представление об абзаце как о
1
пунктуационном знаке. Главная и
 Умеют извлекать
второстепенная информация в
информацию из
тексте.
различных
Ключевые слова и их роль в
1
источников.
определении границ главной
 Знают критерии
информации.
оценивания сжатого
Текст как продукт речевой
1
изложения.
деятельности. Смысловая и
композиционная целостность
текста.
Извлечение информации из
1
различных источников.
Письменное воспроизведение
1
текста с заданной степенью
свёрнутости (сжатое изложение
содержания прослушанного
текста).
Критерии оценивания сжатого
1
изложения.
Практикум (2 часа)
Написание сжатого изложения и
2
Выполняют 1и 2 часть ОГЭ.
его анализ.
Анализируют ошибки.
Готовимся к написанию сочинения – рассуждения (16 часов)

33 Сочинение-рассуждение.
Структура сочинения рассуждения.
34 Алгоритм написания сочинения –
рассуждения 9.1, 9.2, 9.3
35 Как начать сочинениерассуждение? Речевые клише,
используемые в сочинениирассуждении.
36 Аргументы, способы оформления
аргументов, речевые клише для
аргументации.
37 Тематика сочиненийрассуждений.
38 Критерии оценивания сочинения
–рассуждения.

2



1


4


5


3
1

Знают структуру и
алгоритм написания
сочинениярассуждения.
Умеют использовать
клише в сочинениирассуждении.
Применяют и умеют
оформлять аргументы
и речевые клише для
аргументации.
Знают критерии
оценивания
сочинениярассуждения..

Контрольное тестирование ( 4 часа)
39 Написание экзаменационной
4
 Самостоятельно
работы по русскому языку и её
ограничивают
анализ.
временные рамки на
выполнение заданий.
 Умеют работать с
бланками
экзаменационной
работы.
Методическое обеспечение
1. Архарова Д. А. Готовимся к государственной итоговой аттестации по
русскому языку в 9 классе. Пишем сжатое изложение (задание С1):
дидактические материалы для учителя и ученика. – Екатеринбург, 2011, с. 86.
2. Архарова Д. А. Готовимся к государственной итоговой аттестации по
русскому языку в 9 классе. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом
прочитанного текста (задание С 2.2): Дидактические материалы для учителя
и учеников. – Екатеринбург, 2011, с. 132.
3. Готовимся к государственной итоговой аттестации: русский язык. 9
класс: пособие для у4чащихся/ Т. А. Долинина. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2010. – 104 с.
4. Долинина Т. А. ГИА по русскому языку. 9 классы. Сжатое
изложение и сочинение-рассуждение. Методическое пособие для учителей и
учащихся. – Екатеринбург: ИРРО, 2009 , 73 с.
5. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной
государственный экзамен. 30 вариантов типовых тестовых заданий и
подготовка к выполнению заданий высокого уровня сложности/ Ю. Н.
Гостева, И. П. Васильевых, Г. Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен»,
2015. – 206 [2] с. (Серия «ОГЭ ГИА - 9. 30 вариантов. Типовые тестовые
задания»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».