РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «От слова к тексту» для обучающихся 8-9 классов Составитель: Прегерт Л.А., учитель 1 КК п. Полдневой, 2023 г Пояснительная записка Программа курса «От слова к тексту» рассчитана на обучающихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы основной школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом. Рабочая программа курса «Практикум написания изложения и сочинения» разработана в соответствии с: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ), - Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 309 (в редакции от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта», - областным законом, - основной образовательной программой МАОУ «Полдневская ООШ», -Положением МАОУ «Полдневская ООШ» «О рабочей программе». Цель курса – научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением. Задачи курса: - создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме; - создать условия для формирования умений и навыков ознакомительного, изучающего и просмотрового чтения, интерпретации текста, - совершенствовать речевую практику обучающихся; - совершенствовать навык работы с текстами. Общая характеристика учебного курса Курс «От слова к тексту» предназначен для обучающихся 8-9 класса и рассчитан в 8 классе 17 часов, в 9 классе 34 часа. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, где обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки грамотного письма). Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации (доказательности) своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Место курса в учебном плане школы Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения курса в 8-9 класах выделяется из компонента образовательного учреждения МАОУ «Полдневская ООШ» 1 час в 2 недели в 8 классе, 1 час в неделю в 9 классе. Всего отводится 51 час. Содержание курса 8 класс (17 часов) Решаем тестовую часть ( 15 часов) Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и их группы. Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и их группы. Виды соподчинения придаточных предложений главному. Последовательное, однородное и параллельное подчинение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. Сложное предложение с разными видами связи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Правописание приставок. Правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов. Лексика и фразеология. Виды подчинительной связи в словосочетании. Способы выражения главных членов предложения. Выделение грамматических основ предложения. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения. Вводные слова. Обращения. Уточняющие обособленные обстоятельства. Контрольное тестирование ( 2 часа) Написание экзаменационной работы по русскому языку и её анализ. 9 класс (34 часа) Готовимся к написанию сжатого изложения (14 ч) Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Исключение. Обобщение. Упрощение. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из различных источников. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) Критерии оценивания сжатого изложения. Готовимся к написанию сочинения – рассуждения (16 часов) Сочинение-рассуждение. Структура сочинения - рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 9.1, 9.2,9.3 Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением 9.1, 9.2, 9.3 Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений. Практикум (4 часа) Написание сжатого изложения и сочинения и анализ. Итоговая тестовая работа и её анализ. Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «От слова к тексту» № п/п Тема занятия Колво часов 8 класс (17 часов) Результаты Решаем тестовую часть (15 часов) Смысловой анализ текста. Изобразительно-выразительные средства русского языка. 3 Правописание приставок. 4 Правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. 5 Правописание личных окончаний глаголов. 6 Лексика и фразеология. 7 Виды подчинительной связи в словосочетании. 8 Способы выражения главных членов предложения. Выделение грамматических основ предложения. 9 Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения. 10 Вводные слова. Обращения. Уточняющие обособленные обстоятельства. 1 1 11 Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и их группы. 1 12 Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и их группы. 1 1 2 Знают орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Умеют работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл. Владеют комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Виды соподчинения придаточных предложений главному. Последовательное, однородное и параллельное подчинение. 1 14 Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. 1 15 Сложное предложение с разными видами связи. 1 Практикум (2 часа) 16- Написание экзаменационной работы по 2 17 русскому языку и её анализ. компетенции 9классников. Знают синтаксические и пунктуационные нормы современного русского языка. Четко соблюдают инструкции, сопровождающие задание. Самостоятельно ограничивают временные рамки на выполнение заданий. Самостоятельно ограничивают временные рамки на выполнение заданий. Умеют работать с бланками экзаменационной работы. 9 класс (34 часа) Готовимся к написанию сжатого изложения (14ч) 1 2 3 4 5 6 Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Исключение. Обобщение. Упрощение. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 1 1 Владеют комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 8классников. Умеют грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста. 2 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 26 Понятие о микротеме. 1 Владеют формами Соотношение микротемы и обработки абзацного строения текста. информации исходного текста. Представление об абзаце как о 1 пунктуационном знаке. Главная и Умеют извлекать второстепенная информация в информацию из тексте. различных Ключевые слова и их роль в 1 источников. определении границ главной Знают критерии информации. оценивания сжатого Текст как продукт речевой 1 изложения. деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из 1 различных источников. Письменное воспроизведение 1 текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Критерии оценивания сжатого 1 изложения. Практикум (2 часа) Написание сжатого изложения и 2 Выполняют 1и 2 часть ОГЭ. его анализ. Анализируют ошибки. Готовимся к написанию сочинения – рассуждения (16 часов) 33 Сочинение-рассуждение. Структура сочинения рассуждения. 34 Алгоритм написания сочинения – рассуждения 9.1, 9.2, 9.3 35 Как начать сочинениерассуждение? Речевые клише, используемые в сочинениирассуждении. 36 Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. 37 Тематика сочиненийрассуждений. 38 Критерии оценивания сочинения –рассуждения. 2 1 4 5 3 1 Знают структуру и алгоритм написания сочинениярассуждения. Умеют использовать клише в сочинениирассуждении. Применяют и умеют оформлять аргументы и речевые клише для аргументации. Знают критерии оценивания сочинениярассуждения.. Контрольное тестирование ( 4 часа) 39 Написание экзаменационной 4 Самостоятельно работы по русскому языку и её ограничивают анализ. временные рамки на выполнение заданий. Умеют работать с бланками экзаменационной работы. Методическое обеспечение 1. Архарова Д. А. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Пишем сжатое изложение (задание С1): дидактические материалы для учителя и ученика. – Екатеринбург, 2011, с. 86. 2. Архарова Д. А. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста (задание С 2.2): Дидактические материалы для учителя и учеников. – Екатеринбург, 2011, с. 132. 3. Готовимся к государственной итоговой аттестации: русский язык. 9 класс: пособие для у4чащихся/ Т. А. Долинина. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2010. – 104 с. 4. Долинина Т. А. ГИА по русскому языку. 9 классы. Сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Методическое пособие для учителей и учащихся. – Екатеринбург: ИРРО, 2009 , 73 с. 5. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению заданий высокого уровня сложности/ Ю. Н. Гостева, И. П. Васильевых, Г. Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 206 [2] с. (Серия «ОГЭ ГИА - 9. 30 вариантов. Типовые тестовые задания»).